Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Шорникова О.Н.
перевод
речевые упражнении
виды речи
translation
speech exercises
types of speech
Современный этап развития высшего образования характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих специалистов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных применять современные информационно - коммуникационные технологии в решении профессиональных задач.

Необходимость формирования информационной культуры будущих специалистов предъявляет новые требования к педагогам системы высшего образования. В условиях перехода к информационному обществу повышается требования к профессиональной подготовке преподавателей - участников образовательного процесса, в особенности, к уровню их информационной компетентности, которые должны осуществлять подготовку будущего специалиста в условиях комплексного внедрения средств ИКТ в образовательный процесс вуза.

Под ИКТ - компетентностью будущего специалиста понимается способность: к реализации возможностей ИКТ для решения задач профессиональной деятельности; к предвидению последствий информационной деятельности; к информационному взаимодействию. ИКТ - компетентность и образование в настоящее время все более идентифицируются как продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание и обогащение личностного статуса и профессиональной компетентности человека.

ИКТ-компетентность необходима для того, чтобы ее использовать в практической деятельности с полученными знаниями, умениями и навыками в области информационных и коммуникационных технологий, и в тоже время является критерием профессиональной пригодности, причем как для обучаемого, для которого освоение ИКТ является залогом его будущего трудоустройства.

В информационной культуре специалиста можно выделить два структурных уровня: содержательный и функциональный.

Содержательный уровень включает информированность человека о явлениях, знание источников информации, включение своего сознания наиболее значимых идей в обществе и, конечно, профессиональные знания. Он определяется набором преподаваемых в вузе дисциплин. Утверждается системный подход к определению изучаемых дисциплин, суть которого заключается в выделении блоков, выполняющих четко обозначенные задачи, и в установлении интегративных связей между ними. Рациональное соотношение блоков позволяет гармонично сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной.

Попытки обозначить для специалистов ориентиры на систематический и осознанный поиск нового знания заставляет со всей серьезностью обратиться к проблеме формирования функционального уровня информационной культуры.

Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операциональной направленностью личности. Функциональный уровень включает формирование следующих умений, необходимых будущему специалисту: умение получать нужную информацию, находить оптимальные пути поиска источников информации; умение анализировать источники, отбирать нужные; умение рационально использовать полученную информацию, формулировать свои информационные потребности и адекватно определять информационные возможности. Формирование этих и других умений и навыков сократит затраты времени, повысит оперативность, точность и полноту получения информации и знаний, что значительно повысит качественный уровень подготовки специалистов.

Для того, чтобы будущий специалист овладел ИКТ - компетентностью, при помощи которой достиг совершенства в различных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработки любого вида, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании был разработаны новые курсы для обучения студентов специальностей «Информационные системы» и «Вычислительная техника и ПО». Особенностью предложенных курсов было внедрение в учебный процесс систем междисциплинарных задач, использованных в обучении программированию. Эти курсы был направлены на то, чтобы молодой специалист умел успешно решать профессиональные проблемы, т.к. специалисты, которые будут использовать в образовательном процессе весь арсенал средств ИКТ, должны, прежде всего, обладать необходимым уровнем фундаментальной подготовки в области информатики.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ИКТ-компетентность как главная составляющая информационной культуры студентов становится определяющим фактором их будущей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Шорникова О.Н. ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 66-67;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24464 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674