Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Минеева О.П.
В настоящее время активно осуществляется модернизация российского образования, которая предполагает стремительное развитие глобальной информационной сети, использование технологий дистанционного образования, обеспечение образовательных учреждений средствами информационно-коммуникацион-ных технологий. В связи с этим значительная часть российских вузов активно разрабатывает и реализует названные технологии, которые существенно изменяют характер приобретения, развития и распространения знаний.

Использование информационно - коммуникационных технологий в высшем профессиональном образовании имеет ряд серьезных преимуществ по сравнению с традиционной системой обучения. Так, применение данных технологий обучающимися значительно повышает уровень доступности образования, предоставляет возможность студентам обращаться к размещенному на сервере учебно-методическому комплексу дисциплины (УМКД). Современные требования к качественному УМКД предполагают, что он включает в себя обязательные компоненты (программа дисциплины, методические указания к изучению дисциплины, вопросы и/или тесты для самоконтроля, экзаменационные материалы) и дополнительные (учебник, учебное пособие, курс лекций, хрестоматия, сборник задач, руководство к практическим и лабораторным занятиям, презентации лекций, видео- и аудио-лекции, лабораторные и практические занятия). Благодаря широкому доступу к УМКД, студенты полностью обеспечены учебно-методическими и дидактическими материалами для изучения дисциплины. В УрГУ студенты могут обратиться к электронному варианту УМКД на сайте библиотеки вуза.

Применение информационно-коммуни-кационных технологий позволяет максимально удобно для пользователя выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Студент сам определяет время и последовательность изучения дисциплины, кроме того, у обучающихся есть возможность неоднократно выполнять лабораторные работы, осуществлять практические опыты, что в реальных условиях обучения практически невозможно. Немаловажным является тот факт, что использование информационно - коммуникационных технологий в обучении позволяет студенту осуществлять опосредованное общение с преподавателем в удобное для себя время, используя для этого форум, чат, электронную почту.

Кроме очевидной привлекательности для обучающихся, применение данных технологий дает возможность преподавателю постоянно обновлять содержание образования; реализовать любой вид занятия, в том числе осуществлять контроль и самоконтроль за результатами учебной деятельности студентов.

Несмотря на неоспоримые достоинства информационно-коммуникационных технологий, их применение в большинстве вузов нашей страны имеет ряд серьезных проблем, обусловленных, во-первых, слабым ресурсным обеспечением и недостаточной материально-технической оснащенностью высшей школы; во-вторых, как отмечают И.В. Попова и В.И. Жильцова, слабая дидактическая составляющая электронных образовательных ресурсов обусловливает отсутствие технологического подхода к обучению во многих дистанционных учебных курсах, а так же ориентацию учебного процесса в основном на репродуктивный характер деятельности. Еще одной из актуальных проблем высшего профессионального образования является низкий уровень информационных компетенций преподавателей, который не позволяет им активно и достаточно эффективно использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Немаловажной проблемой является отсутствие комплексной системы оценки и разработанных критериев качества электронных образовательных ресурсов.

Нам видятся следующие наиболее важные решения названных проблем. Во-первых, необходима поддержка и стимулирование на уровне государства организаций и вузов, занимающихся разработкой и реализацией информационно-коммуникационных технологий в образовании. Во-вторых, разработка электронных образовательных ресурсов должна осуществляться на основе требований к технологически организованному процессу обучения. Содержание электронных образовательных ресурсов должно быть ориентировано на разные уровни освоения учебной дисциплины (репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский). Проблема, связанная с недостаточно сформированным уровнем информационных компетенций преподавателей высшей школы может быть разрешена посредством программ повышения квалификации, с помощью сотрудников вуза, владеющих информационно-коммуникационными технологиями. Что касается проблемы комплексной оценки электронных образовательных ресурсов, то ее необходимо осуществлять с учетом педагогических, психологических требований.

Решение названных проблем использования информационно-коммуникационных технологий позволит выйти образованию на качественно новый уровень.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильченко О.П. Условия персонифицированного обучения в информационной среде / П.П. Ильченко // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 116-121.
  2. Полат Е. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. - М.: Академия. - 2004., - 415 стр.
  3. Попова И.В. Актуальные дидактические аспекты современного дистанционного образования / И.В. Попова // Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов шестой международной науч.-метод.конфер. - Ч.1.- Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2009.
  4. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии. http://www.eidos.ru/journal/distedu/2005/0910-18.htm

Библиографическая ссылка

Минеева О.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 61-62;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24459 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674