Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Казанцев А.К. Никитина И.А.
Актуальность

Усилия многочисленных исследователей последних десятилетий были направлены на то, чтобы понять причины успешности и конкурентоспособности тех или иных фирм, отраслей и стран. Сегодня значение человеческих ресурсов признано во всем мире: именно накопленные знания, информация и опыт, а не природные богатства определяют конкурентные преимущества современных экономик.

XXI век станет веком экономики, основанной на знаниях, одним из важнейших стратегических ресурсов которой является кадровый потенциал науки. Мировой опыт свидетельствует о том, что в большей степени достигают прогресса в развитии страны, которым удается вовлекать в экономический оборот интеллектуальный потенциал и получать на этой основе новые конкурентоспособные продукты. В перспективе образовательный уровень и качество человеческого ресурса все в большей степени будет определять потенциал конкурентоспособности стран на мировом рынке наукоемкой продукции и высоких технологий.

В мировом рейтинге инновационной активности Россия занимает 51 место из 134 стран*. В этой связи подготовка молодых научных кадров является тем потенциалом, который обеспечивает запуск инновационных механизмов, успех настоящих и будущих инновационных начинаний и вывод России на лидирующие позиции.

Характеристика ситуации

Развитие Болонского процесса в части европейских национальных систем подготовки научных кадров и сравнительный анализ российской практики убедительно свидетельствуют о настоятельной необходимости существенных преобразований в этой сфере, направленных на повышение целевой направленности и эффективности функционирования отечественной системы и ее гармонизации в соответствии с мировыми тенденциями. Эти преобразования диктуются, прежде всего, необходимостью обеспечения потребностей развивающейся инновационной экономики и захватывают как нормативно-правовые основы, так и институциональные и хозяйственные аспекты подготовки научных кадров в России.

Сравнительный анализ с зарубежной практики и мировыми стандартами выявил, что введение понятия и термина образование исследовательского уровня в отечественную практику является объективной необходимостью, соответствующей мировым реалиям и мировой классификации уровней образований. Различия по странам в организации образовательных услуг этого уровня заключаются в их целевой ориентации, в количестве существующих в странах ступеней (либо одна, либо две), в большей или меньшей образовательной компоненте в научно-образовательном процессе, в сроках получения образования. Мировой опыт свидетельствует, что в основном образование исследовательского уровня является прерогативой университетов.

Исследование отечественной ситуации в области послевузовского профессионального образования в высшей школе выявило целый ряд негативных моментов, к основным из которых можно отнести такие как: снижение выпуска защищенных работ при общем росте числа аспирантур и докторантур, аспирантов и докторантов, снижение научно-технического потенциала вузов, что выражается в старении и уходе научных кадров, сокращении численности работников, занятых НИР, отсутствии системы закрепления молодых кадров, ухудшении учебно-научного и приборного парка и т.д. Имеют место недостаточное финансирование научных исследований, падение престижа науки и ученых. В настоящее время отсутствует заказ на подготовку специалистов высшей научной квалификации по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Рассмотрены модели развития экономик, использующие человеческий капитал и индексные модели экономики знаний. По проведенным оценкам, в России эластичность по человеческому капиталу, воплощенному в знаниях и умениях выпускников с высшим и послевузовским образованием значительно ниже, чем в странах с высокодоходной экономикой. Этот вывод свидетельствует о неэффективном использовании потенциала российских научных кадров и необходимости оценки социально-экономической эффективности образования исследовательского уровня и качества образовательных услуг.

Предложения по развитию

В настоящее время перед Россией стоит стратегическая государственная задача, которая состоит в переходе на инновационный путь развития на основе выбора научно-технических приоритетов, которые должны быть обеспечены не только финансовыми, материальными, но и кадровыми ресурсами, в первую очередь научными. Для реализации этой задачи требуется совершенствование институциональных, организационных механизмов, обеспечивающих еще на стадии обучения аспирантов и докторантов перенос знаний в экономику и участие в реализации проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Для этого необходима поддержка и развитие интегрированных научно-образовательных комплексов, научно-производственных центров с широким привлечением бизнес-структур на основе механизмов долгосрочного государственно-частного партнерства.

Для обеспечения качества подготовки научных кадров необходим конкурсный отбор высших учебных заведений и научных организаций, способных его обеспечить. Необходимо расширить ресурсную базу для проведения модернизации в области подготовки и использования кадров высшей квалификации, прежде всего, продумать и внедрить стимулы для бизнеса и граждан по их участию в развитии образования и науки. Падение престижа научного труда, старение контингента исследователей связано с недостаточной мотивацией научно-исследовательской деятельности. Поэтому для сохранения и развития научных школ, привлечения талантливой молодежи необходимы меры по увеличению количества и размеров ежемесячных государственных стипендий для талантливых студентов, аспирантов, докторантов, учреждение государственных премий для молодых ученых за выдающиеся научные результаты, увеличение объемов адресного финансирования научных исследований и разработок, проводимых молодыми российскими учеными, целевое финансирование конкретных форм поддержки науки, совершенствование механизмов государственной поддержки и повышение социальной защищенности научных работников государственного сектора науки и образования. Без реализации комплекса этих мер страна обречена на отставание в области техники и технологии.

Особое внимание необходимо уделить обоснованию заказа на подготовку специалистов высшей научной квалификации по приоритетным направлениям развития науки и техники. Расчет рейтинга специальностей по данным экспертного опроса* (проведенного на основе: а) удельного веса экспертов, отметивших потребность в подготовке кандидатов/докторов наук по данной специальности, в общем числе экспертов, считающих, что данная специальность связана с обследуемым приоритетным направлением; б) среднего балла, отражающего взаимосвязь данной специальности с обследуемым приоритетным направлением), выявил, что на первом месте - информационные и телекоммуникационные системы, на втором - живые системы, на третьем - рациональное природопользование, на четвертом - индустрия, наносистемы и материалы, на пятом - энергетика и энергосбережение.

Представляется, что обоснование методов оценки потребности в кадрах исследовательского уровня должно проводиться для краткосрочного и долгосрочного периодов.

В условиях дефицита ресурсов плановая численность контингента, обучающегося по очной форме (в т.ч. в целевой аспирантуре) может определяться на основе баланса финансовых возможностей государства (бюджетное финансирование) и финансовых потребностей, соответствующих заявленной численности аспирантов, которая определяется как сумма внешней (по отношению к ВШ - определяется на основе рыночных кривых спроса и предложения) и внутренней потребности (рассчитывается на основе трудоемкости образовательных и исследовательских программ).

Коммерческий набор в большей степени ориентирован на рыночные кривые спроса и предложения. Поэтому основное ограничение для коммерческого набора - недопущение перепроизводства кадров высшей научной квалификации и раскручивание "паутинообразных" моделей. Построение рыночных кривых требует регулярного мониторинга трудоустройства и эффективности деятельности выпускников послевузовского профессионального образования. Целесообразна схема распределения бюджетных средств раздельно на обучающихся и научные исследования (через научно-педагогические школы (НПШ).

Повышение социально-экономической эффективности образования в России невозможно без комплексного и всестороннего подхода. Для оценки потребностей в кадрах исследовательского уровня возможно использование интегрированной системы макроэкономического анализа и прогнозирования отраслевого и регионального развития, базирующейся на системе национальных счетов. Выбор данного метода обосновывается тем, что: 1) трендовые, корреляционные зависимости не представляются правомерными, поскольку переносят пропорции прошлых периодов на будущие; 2) необходимостью в прогнозном периоде руководствоваться сценарными разработками ("что будет, если..."); 3) необходимостью реальной оценки возможностей развития экономики, что предполагает годовой шаг изменения управляющих переменных и ежегодную корректировку прогнозов; 4) возможностью агрегирования результирующих показателей по отраслям и регионам. Метод позволяет варьировать долю средств, направляемых на развитие образования исследовательского уровня и оценивать социально-экономическую эффективность достигнутых результатов, поскольку прогнозные варианты можно оценивать по критериям значимости выбранных целей и степени их достижения.

Развитие послевузовского профессионального образования свидетельствует о направленности в будущее государственной образовательной и научно-технической политики государства, так как научные исследования сегодняшние определяют стратегическую позицию государства и общества в мировом сообществе в будущем. Российская система послевузовского профессионального образования должна обеспечивать подготовку научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, а также эффективно использовать их интеллектуальный потенциал для развития экономики и решения социальных задач страны.


* Источник: The Global Competitiveness Report 2009-2010 (World Economic Forum) http://www.weforum.org/pdf/GCR09/GCR20092010fullrankings.xls

* Данные ЦИСН - Международная конференция «Управление наукой в ХХI веке: механизмы и перспективы», 1-2.10.2009. http://www.issras.ru/


Библиографическая ссылка

Казанцев А.К., Никитина И.А. ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 1. – С. 106-108;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24420 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674