Первая функция модели ABC направлена на определение издержек операционного процесса Она дает возможность точного определения расходов организации: на закупки, производство, распределение или доставку. Отсюда, адекватно составленная модель ABC является основным элементом оценки затрат, связанных с качеством и временными издержками. Такая модель ABC используется непосредственно в управленческом учете или как внутренняя составляющая сбалансированной системы показателей.
Вторая функция модели ABC направлена на управление тех видов деятельности предприятия, которые повышают эффективность, сокращают затраты и улучшают использование активов. Модель ABC позволяет либо увеличить мощность, либо снизить расходы таким образом, чтобы для производства продуктов или услуг компании требовалось меньше физических, человеческих и оборотных капитальных ресурсов. Финансовая выгода от управления на основе модели ABC оценивается сокращением затрат, ростом доходов (за счет более оптимального использования ресурсов), а также возможностью уклониться от издержек, поскольку наращивание производительности существующих ресурсов устраняет необходимость дополнительных инвестиций в капитал и людей.
Менеджмент на основе модели ABC влечет за собой улучшение производства и представляет процесс, состоящий из пяти этапов: разработка деловой ситуации, выбор приоритетов, обоснование затрат, отслеживание возможных выгод, оценка результатов непрерывных улучшений.
Развитием этого подхода является процессно-ориентированное управление (Activity-Based Management, ABM). Оно является методом оценки бизнеса на основе учета затрат и анализа цепочки создания стоимости. Модель ABM осуществляет оценку деятельности предприятия и выявления необходимости реорганизации по совершенствованию стратегического и оперативного управления в организации. Она является звеном, решающим главную проблему, возникающую в реализации корпоративной стратегии - отсутствие механизма, увязывающего стратегические цели и оперативные показатели реальной ситуации.
Различают оперативное ABM, которое использует информации ABC модели для повышения эффективности текущего производства и стратегическое ABM, которое направлено на принятие решений о выпуске продукции в будущем.
Следующим этапом этого направления развития управления можно считать концепцию управления эффективностью бизнеса CPM (Corporate Performance Management). Под аббревиатурой CPM понимается «объединение всех процессов, методологий, метрик и систем, необходимых для измерения показателей деятельности организации и управления этими показателями». Основной акцент в этом определении ставится на интеграцию аналитических приложений в единую корпоративную систему, позволяющую осуществлять контроль и анализ всей деятельности компании на всех необходимых уровнях.
В отличие от ERP-систем, которые предоставляют возможности оперативного управления бизнесом, в круг задач CPM входят стратегические аспекты деятельности. Поэтому системы CPM представляют собой набор возможностей многомерного анализа, бизнес планирования и бюджетирования в масштабах всей компании. Концепция CPM включает в себя две системы, покрывающие основные бизнес-задачи по управлению эффективностью деятельности предприятия: систему бюджетирования и систему аналитики
Инструментарий CPM рассчитан на специалистов, занимающих в компании различные должности и имеющих разные обязанности. По сути, система синхронихирует деятельность всех сотрудников организации, снабжая их надежной и достоверной информацией о деятельности компании.
В практическом плане концепцию CPM можно определить как интеграцию и автоматизацию процессов мониторинга, системы сбалансированных показателей, аналитических приложений и средств бизнес-планирования. Именно интеграция разобщенных информационных систем позволяет наладить конструктивное взаимодействие сотрудников разных подразделений компании. На основе концепции СРМ руководители компании и топ-менеджеры получают единую информационную среду, обеспечивающую эффективную поддержку процесса принятия решений.
Библиографическая ссылка
Цветков В.Я., Корнаков А.Н. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 1. – С. 100-101;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24417 (дата обращения: 15.01.2025).