Внедрение специализации по безопасности жизнедеятельности обусловлено необходимостью защиты современного человека от негативных явлений, вызванных научно-техническим прогрессом и его губительным влиянием на цивилизацию. В этом контексте актуальным представляется мнение К.Колина, который отмечает, что человечество, на сегодняшний день нуждается в воспитании нового миропонимания и нового мировоззрения, которые должны стать основой формирования новой цивилизации, способной противостоять глобальным разрушительным процессам, ведущим его к самоуничтожению. Фундаментальная наука, которая возникла как область энциклопедического целостного знания о Космосе, Природе и Человеке, стоит на пороге создания новой теории эволюции природы, основанной на признании ведущей роли генетической информации во всех эволюционных процессах [Колин К.П., 2000].
Таким образом, можно констатировать, что побочные эффекты научно-технического прогресса и социально-экономического развития общества создали серьезные угрозы жизни и здоровью человека, мотивации жизнедеятельности, состоянию генетического фонда людей. Появились опасности, связанные с жизнедеятельностью человека, в частности, с потерей моральных основ человеческого сообщества. Неумение человека обеспечить свою безопасность в современных условиях приобретает угрожающий характер. Это и способствовало возникновению необходимости подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, а именно - пересмотр ориентиров самого характера безопасности жизнедеятельности людей.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» - это один из основных предметов в педагогическом вузе, непосредственно, конкретно ставящий перед собой практические воспитательно-образовательные цели в максимальной степени отвечающие требованиям выполнения таких актуальнейших, острейших социальных задач, как сохранение здоровья и защита жизни.
Профессиональная подготовка будущих учителей по курсу «БЖ», разработана в соответствии с требованиями социального заказа, что дает высшей школе возможность готовить будущих специалистов к самостоятельной профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. В цепи «цель - средство - результат-ценность» данной системы подготовки на основе «объект-субъектных» и «субъект-субъектных» взаимодействий.
Процесс подготовки специалиста представлен в учебном плане и комплексе учебных программ по учебным дисциплинам и видам практики. Развертывание системы подготовки специалиста осуществляется за счет раскрытия содержания учебной информации и указания комплекса учебных задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирования системы знаний и умений, способствующих развитию профессионально значимых личностных качеств. В процессе разработки модели подготовки решаются такие проблемы, как определение состава и содержания необходимых и достаточных знаний для успешного решения профессиональных задач; определение соотношения теоретической и практической подготовки; учет необходимости опережающего (прогностического) характера образования; выбор форм организации учебного процесса с учетом ранее полученного образования. Создание модели подготовки специалиста предполагает целостное (комплексное) видение содержания обучения.
Разработанная нами система подготовки выражается в совокупности условий: социальных (комплекс основных образовательных категорий, ориентирующих деятельность студента, которая проявляется в сформированности потребности в ней, в установке на подготовку связанной с основной специальностью, интересе и удовлетворенности будущей работой учителя); психолого-педагогических условий (наличие определенной педагогической системы знаний для понимания сущности субъекта профессиональной подготовки); организационно-педагогических условий (комплекс технологий, способов, приемов обучения). В подготовке специалистов по БЖ, значимым фактором является учет двух важнейших условий - психолого-педагогических и организационно-педагогических, которые содействуют качественной организации учебно-воспитательного процесса, связанного с усвоением в вузе знаний по безопасности жизнедеятельности. Психолого-педагогические условия обеспечивают качество образования, а организационно-педагогические условия способствуют подготовке учителей к преподаванию безопасности жизнедеятельности.
Психолого-педагогические условия содействуют содержательной стороне подготовки специалистов в области преподавания БЖ, ориентируют их в системе школьного образования.
Благодаря организационно-педагогичес-ким условиям определяется и обосновывается объем теоретических знаний и практических умений, который необходим будущему учителю, проводится внедрение новых педагогических технологий (информационных, обучение через интернет, автоматизация средств контроля и т.д.), активных методов обучения (проблемных, психолого-педагогических тренингов, тематических лабораторных занятий, моделирования и т.д.).
Предложенная система определяет, с позиций эффективного обеспечения профессиональной подготовки, способ реализации содержания образования, предусмотренный образовательными стандартами, учебными программами, системой методов, приемов, видов учебной деятельности.
Профессиональная подготовка будущего учителя по курсу «БЖ» включает в себя необходимость формирования личности безопасного типа в процессе его учебно-воспитательной деятельности, способной обеспечить безопасную жизнедеятельность учащихся. В ходе аудиторной и самостоятельной подготовки по данному курсу происходит формирование у будущих учителей знаний, умении и отдельных навыков. Таким образом, в содержание обучения должны органично входить как теоретические знания, так и практические умения и отдельные навыки, которые в процессе корреляции создают монолит подготовки будущего учителя по курсу «БЖ».
На основе рассмотренных выше социально-педагогических проблем профессиональной подготовки будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности, мы сформулировали цель курса «Безопасность жизнедеятельности» как формирование качеств и умений в данной области, представления у них о неразрывном единстве любой деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, среды его обитания. Исходя из цели курса «Безопасность жизнедеятельности» нами были поставлены следующие задачи:
- подготовка студентов к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, предполагающая формирование основных знаний, умений и отдельных навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности;
- формирование «личностей безопасного типа», способных распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и реализовывать различные способы зашиты от них.
- обеспечение приоритетов общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободным развитием личности, что способствует сознательному выбору социального поведения, формированию общей культуры безопасности;
Под социально - педагогическими условиями профессиональной подготовки будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности мы понимаем функционирование социально-образовательной системы объект-субъектных отношений «общество - образование» и педагогической системы профессиональной подготовки, субъект-субъектных отношений «преподаватель-студент», в которой происходит формирование мотивационно-ценностного поля деятельности обучаемых по приобретению ими качеств и умений в этой области посредством профессионально-ориентированного отбора содержания обучения, использования активных форм и методов, взаимодействия с учреждениями и ведомствами МЧС России по использованию их учебно-материального и профессионального обеспечения в целостном педагогическом процессе вуза.
Однако для формирования личности учителя безопасного типа требуется переосмысление содержания, форм и методов подготовки студентов в области БЖ. Поэтому возникает необходимость в разработке содержания подготовки будущих учителей, отбора и экспериментальной проверки наиболее эффективных форм, методов и средств обучения, реализующих требования современного социума в данной области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов, слушателей ин-та повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1994. - 208 с.
- Антюхин Э.А., Сулла М.Г. // Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни - 1997. - №5. - С.34-37.
- Колин К.П. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater / Вестник высшей школы, 2000, №2. - С.16-22.
- Петров С.В. авт.-сост. Безопасность жизнедеятельности: гос. образоват. стандарты, библиогр. источники, нагляд. пособия - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - 126 с.
Библиографическая ссылка
Танкенов А.С., Яковлев Б.П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 47-49;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24270 (дата обращения: 21.11.2024).