Успешно использовать нападающий удар также невозможно без умения координировать движения и ориентироваться в пространстве. Практика показывает, что уровень физических кондиций новичков во многом определяет успешность обучения техническим приемам в волейболе. Это выражается как в скорости освоения двигательных навыков, так и в правильности выполнения технических элементов игры. Данный эффект объясним, ведь именно слабость мышц юных волейболистов долго не позволяет выполнять многие элементы волейбола правильно. Исследования механизма формирования ударного движения у юных волейболистов ДЮСШ г. Братска позволили установить, что волейболисты на этапе начальной подготовки отличаются высоким уровнем физического развития и низким уровнем развития координационных способностей, что затрудняет процесс обучения нападающему удару.
Повышение уровня физической подготовленности у начинающих в значительной мере способствует быстрому и успешному процессу обучения техническим приемам волейбола. Использование акробатической подготовки на этапе начальной подготовки способствует развитию координационных способностей волейболиста, особенно ориентации в пространстве и выполнению сложных двигательных действий после отскока мяча от сетки, блока или нападающего удара.
Следует учесть, что основной путь совершенствования двигательных действий спортсмена - это совершенствование большого "набора" движений, формирование которых осуществляется в ходе различных детерминированно-вероятностных вариативных ситуаций, приближенных к условиям соревнований. В связи с этим имеются три пути совершенствования спортивной техники. Первый связан с уточнением (улучшением) координационной структуры движений. Второй соотносится с совершенствованием спортивной техники за счет расширения двигательного потенциала спортсмена и, наконец, третье направление совершенствования спортивной техники сопряжено с ее надежностью и помехоустойчивостью к действию сбивающих факторов [13, 14]. Акробатическая подготовка является видом подготовки, синтезирующим все три подхода к освоению и совершенствованию двигательных действий в волейболе.
В связи с вышеуказанным предполагается, что использование акробатических упражнений сходных по биомеханическим характеристикам с техническими действиями в волейболе позволит повысить эффективность игровой и соревновательной деятельности, сократить сроки обучения техническим действиям и создаст предпосылки для дальнейшего повышения спортивного мастерства.
Использование в тренировочном процессе волейболистов акробатической подготовки основано на исследованиях Н.С. Северцева и В.В. Рыцарева (2007), которые представляют организм как динамически открытую систему. Где спортивные движения являют собой пример открытых систем. Данные системы призваны преобразовывать потоки энергии в кинематическую и энергетическую. Таким образом, вопросы техники и технической подготовки спортсменов должны свестись к выявлению условий эффективного и экономичного решения двигательных задач. Биомеханический анализ спортивных упражнений в волейболе показывает, что в каждом из них используется в большей или меньшей мере баллистический характер работы мышц (В.В. Рыцарев, 2007).
Для этого применяются такие упражнения, в которых главным является: волевое акцентирование упругих движений, использование инерции. Эти рекомендации особенно полезны для обучения и совершенствования ударных движений. Следует учитывать и следующие положения, характерные для ударных движений. Так, например, в антагонистических отношениях находятся точностные движения, требующие тонкой дифференцировки, с силовыми упражнениями, гипертрофирующими мышцы спортсмена.
Акробатика, являясь сложнокоординированным видом спорта, положительно влияет на развитие координации движений, управление телом в пространстве. Использование акробатических упражнений на этапе начальной подготовки способствует управлению движением в полете, которое затем используется при выполнении ударных движений в волейболе с фазой полета. Высокий уровень акробатической подготовленности является необходимым условием овладения сложными техническими действиями в волейболе.
Таким образом, мы предполагаем, что использование акробатических упражнений сходных по биомеханическим характеристикам с техническими действиями в волейболе позволит ускорить процесс обучения техническим и тактическим действиям.
Работа представлена на научную международную конференцию «Секция Молодых ученых, студентов и специалистов», Турция (Кемер), 24-31 мая 2008 г. Поступила в редакцию 20.05.2008.
Библиографическая ссылка
Шалаев А.Н. АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7. – С. 104-105;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24083 (дата обращения: 21.11.2024).