Перечисленные выше факты, можно условно считать внешними предпосылками, влияющими на развитие системы высшего профессионального образования в России в целом и определяющими некоторые ее концептуальные направления развития в условиях современного информационного общества.
Такими направлениями можно считать: (а) фундаментализацию профессиональной подготовки специалиста в логике компетентностного подхода и (б) развитие содержания обучения математике и информатике специалистов на базе семиотического подхода, позволяющее формировать специальный (или специализированный) уровень информационно-аналитической компетентности специалиста.
В свою очередь, эти направления тесно связаны со следующими педагогическими задачами, которые актуальны для современной Российской системы высшего профессионального образования:
- совершенствование методологии и стратегии структуризации и отбора содержания, методов, организационных форм и средств обучения, соответствующих задачам подготовки мобильного специалиста, обладающего совокупностью профессионально важных качеств, необходимых в современных условиях информационного общества;
- проектирование и построение методических систем обучения, ориентированных на развитие потенциала обучаемого, на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста;
- разработка оценочных материалов для существующих диагностирующих методик контроля и оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста.
Реализация каждого из указанных направлений в той или иной степени будет опираться на концепцию «информационного общества», предложенную А.И.Ракитовым [1991], которая базируется на следующих положениях: (1) в современном обществе высшей ценностью, основным товаром становится информация; (2) все большая часть населения Земли поглощается сферой информационной деятельности и обслуживания; (3) внедрение компьютеров и роботов создает огромную массу "лишних" людей, лишь часть которых сможет приспособиться к новому информационному обществу на основе переподготовки, ведущейся на базе компьютеризации образования; (4) радикальному изменению подлежит вся культура, система социальных связей, семейно-бытовых отношений, организация власти и социальная психология; (5) информатизация общества сама по себе безотносительна к тому, в какой социальной системе она реализуется.
Эти положения касаются, в том числе, и профессиональной сферы и связываются с изменением содержания профессиональной деятельности, требований к квалификации и профессиональной подготовке специалистов.
В этих условиях на первый план выдвигаются такие профессионально важные качества специалиста, как информационная культура и профессиональная мобильность.
В связи с этим, совершенствование методологии и стратегии структуризации и отбора содержания, методов, организационных форм и средств обучения, соответствующих задачам подготовки мобильного специалиста, обладающего совокупностью профессионально важных качеств, необходимых в современных условиях информационного общества, должно осуществляться на новой идеологической основе, связанной с компетентностным подходом.
В этом контексте важное место в подготовке будущих специалистов, в том числе и специалистов экономического профиля, отводится формированию профессиональной компетентности в области информационных технологий, а так же развитию информационно-аналитической компетентности и ее формированию на специальном (или специализированном) уровне.
Важным фактором, влияющим на формирование этих компетентностей и их развитие, является обучение математике и информатике будущих специалистов экономического профиля, а так же информационному моделированию на основе семиотического подхода.
Заметим, что в этом исследовании (согласно Н.Ф.Радионовой, А.П.Тряпицыной и др. [Компетентностный, 2004]): 1) будем понимать профессиональную компетентность как интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, умений, навыков, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей; 2) в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста выделим формирование и развитие на различных этапах обучения ключевых, базовых и специальных
компетентностей.
Таким образом, именно компетентностный подход позволяет на современном этапе посредством коррекции содержания обучения в конкретных предметных областях, определяющих профиль специалиста, осуществить развитие всей системы профессиональной подготовки специалиста. Кроме того, именно компетентностный подход, на современном этапе позволит обеспечить будущего специалиста конвертируемостью знаний через приобретенные им умения решать конкретные фундаментальные задачи предметной области, которые, в свою очередь, составляют или описывают конкретные компетентности специалиста данного профиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991.
Библиографическая ссылка
Фомин В.И. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7. – С. 61-62;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24040 (дата обращения: 21.11.2024).