Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты.
Морально - нравственная составляющая регламентации деятельности государственного и муниципального служащего находится в особом положении. С одной стороны, она должна быть стержневой основой его личности, на которую «нанизываются» профессиональные качества. С другой стороны, эту составляющую сложнее всего формализовать в виде определенного свода нормативных требований, так как личность государственного и муниципального служащего гораздо шире его профессиональных обязанностей и интересов.[1] В идеале гражданские качества, включая их морально - этические составляющие, должны быть определяющими при отборе кандидатов на государственную службу.
Одной из важнейших задач комплексной проблемы повышения эффективности деятельности государственной и муниципальной службы Российской Федерации является развитие нравственной составляющей государственных и муниципальных служащих как определяющего условия их продуктивной деятельности.
В марте 2006 года нами было проведено пилотажное исследование отношения государственных и муниципальных служащих к этической составляющей их деятельности. В качестве респондентов выступили государственные и муниципальные служащие, работающие в г. Казани. В г. Казани муниципальных служащих - 1749 человек, государственных служащих около 3300 человек. Объем выборочной совокупности - 100 государственных и муниципальных служащих г. Казани.
В исследовании основное внимание было уделено оценке деловых, профессиональных и особенно духовно - нравственных качеств государственных и муниципальных служащих (через их самооценку и выявление мнения о коллегах).
Наиболее значимыми качествами государственных и муниципальных служащих являются такие, как компетентность, профессионализм, готовность нести ответственность за свои действия, добросовестность, справедливость. Эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для кадров государственных и муниципальных служащих, являются ведущим критерием в оценке их профессиональной пригодности к работе.
Как государственные, так и муниципальные служащие определили «компетентность» как качество, наиболее характерное для государственного и муниципального служащего.
По мнению служащих, из положительных деловых качеств сотрудников следует выделить готовность нести ответственность за свои действия: 60% опрошенных считает, что по шести - балльной оценке государственные служащие заслуживают в этом отношении - 4,5, а муниципальные служащие - 1,6.[2]
В итоге государственные и муниципальные служащие осознают необходимость ответственности у госслужащих в большей мере, чем муниципальных служащих.
Более опытные работники (стаж работы которых составляет 10-20 лет) считают ответственность одним из важных качеств для службы в органах власти. В то же время служащие со стажем работы менее 10 лет не считают данное качество приоритетным.
Несколько меньшее количество опрошенных (52%) считает, что столь же высоко можно оценить и профессионализм, добросовестность, справедливость.
Менее всего развиты среди сотрудников госучреждений, по их собственной оценке, такие качества, как стремление к новому, принципиальность, беспристрастность - у государственных служащих; инициативность, беспристрастность, тактичность, стремление к новому - у муниципальных служащих.
Переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих необходимы. Они должны осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:
- повышение уровня профессиональных знаний и умений;
- развитие нравственной составляющей государственных и муниципальных служащих путем введения на курсах переподготовки и повышения квалификации обязательного предмета «Этика и культура управления». В Институте Государственной Службы при Президенте РТ на курсах переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих проходят коммуникативные тренинги по предмету «Профессиональная этика поведения в организации».
Данные направления выражают содержание личностно - профессионального развития, которое является основой квалификационного развития, и профессиональной карьеры государственных и муниципальных служащих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы//СОЦИС. - 2005. - №8. - С.35-39.
- Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Синягин Ю.В. Мониторинг личностно - профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. - М.: Изд-во РАГС,1999.-144с.
- Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. - М.:ФОРУМ: ИНФРА - М.,2005. - 208с.
- Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем государственной службы//Служба кадров 7/2004, с.16.
[1] Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем государственной службы//Служба кадров 7/2004, с.16.
[2] 6-балльная шкала измерения (6 - наиболее характерно, 1 - наименее характерно). По методике опроса ответы могут повторяться.
Библиографическая ссылка
Рычков С.Ю., Бикчурина А.М. ЭТИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 1. – С. 32-33;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23991 (дата обращения: 21.11.2024).