Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦЕН И ДОХОДОВ НА ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Верзакова Е.А.
Способность потребностей изменяться под влиянием дохода и других факторов называется эластичностью. Спрос на товары на рынке эластичен, изменчив, подвержен влиянию различных социально-экономических факторов, в первую очередь - цены и дохода.

В работе приведены расчеты двух вариантов эмпирических коэффициентов эластичности, каждый из них несет свою смысловую нагрузку и позволяет делать определенные выводы. Для расчета коэффициентов эластичности были условно приняты цены на основные продукты питания по г. Челябинску в декабре 1995г. и 2006 г., величина потребления продуктов питания и среднедушевой доход - в среднем по области.

Спрос на продовольственные товары, как правило, является малоэластичным; при этом коэффициент эластичности, характеризующий зависимость спроса от цены или дохода, по модулю меньше единицы.

Ценовую эластичность спроса в большей мере характеризуют коэффициенты эластичности, рассчитанные как процентное изменение потребления товара в зависимости от изменения нормированных цен (т.е. выраженных как доля цены в доходе).

Расчеты показали наличие существенной дифференциации эластичности спроса между товарами. Спрос на молоко и молочные продукты, яйца, хлебные продукты, овощи и бахчевые неэластичен. Так, при росте цен на один процент, спрос уменьшается: молоко и молочные продукты - 0,02 процента; овощи и бахчевые - 0,04 процента; хлебные продукты - 0,07 процента; яйца - 0,2 процента.

В то же время, при росте цены на один процент, спрос на следующие товары уменьшается гораздо значительнее: сахар - 0,4 процента; мясо и мясопродукты - 0,7 процента; масло растительное - 0,9 процента; фрукты - 1,3 процента.

Коэффициенты эластичности, рассчитанные как процентное изменение потребления товара при изменении покупательной способности, показывают зависимость спроса от совокупного влияния факторов дохода и цен. При росте покупательной способности (вследствие роста среднедушевого дохода или снижения цен) на один процент покупка увеличивается: молоко и молочные продукты - 0,005 процента; овощи и бахчевые - 0,01 процента; хлебные продукты - 0,02 процента; яйца - 0,05 процента; сахар - 0,1 процента; масло растительное - 0,16 процента; мясо и мясопродукты - 0,4 процента; фрукты - 0,5 процента.

Вывод: спрос на продовольственные товары является малоэластичным. При росте цен спрос практически не уменьшается на молоко и молочные продукты, яйца, хлебные продукты, овощи и бахчевые; более заметно уменьшается на сахар, мясопродукты, масло растительное, фрукты. При росте покупательной способности спрос на молоко и молочные продукты, яйца, хлебные продукты, овощи и бахчевые практически не увеличивается; незначительно увеличивается на сахар, мясопродукты, масло растительное, фрукты.

Следует отметить, что спрос на определенный вид продуктов зависим не только от цен на данный вид продуктов, но и от цен на другие виды продуктов. Распространенным методом выявления такой зависимости является расчет эмпирического коэффициента перекрестной эластичности, который характеризует эластичность структуры спроса, вытеснение одного товара другим под воздействием ценового фактора.

 В работе были рассмотрены зависимости спроса от цен на хлебопродукты, масло растительное, мясопродукты и молочные продукты и получены следующие выводы: коэффициент перекрестной эластичности, показал, что наиболее зависимым спросом не только от цен на данный вид продуктов, но и от цен на другие виды продуктов является спрос на масло растительное, мясопродукты, хлеб и хлебопродукты.

Спрос на масло растительное наиболее эластичен из анализируемых товаров. Особенно резко возрастает спрос на масло растительное (на 24,3%;10,5%; 7,7%; 6,7% соответственно) при увеличении на один процент цен на молочные продукты, мясопродукты; овощи, хлебопродукты; в меньшей степени - на яйца. Таким образом, рост цен на молочные продукты, мясопродукты, овощи и хлебопродукты является одной из причин увеличения потребления масла растительного.

Спрос на хлебопродукты наиболее значительно (на 3,6%;1,6% и 1,2% соответственно) растет при увеличении на один процент цен на молочные продукты, мясопродукты и овощи; в меньшей степени - на яйца и масло растительное.

Таким образом, рост цен на молочные продукты, мясопродукты и овощи является одной из причин увеличения потребления хлеба и хлебопродуктов.

Зависимость спроса на мясопродукты от цен на него и на другие основные продукты выглядит совершенно другим образом. Спрос на мясопродукты является малоэластичным, достаточно значимо на него влияет только рост цен на молочные продукты (на 2,3%).

Следовательно, одной из причин увеличения потребления мясопродуктов является рост цен на молочные продукты.

Спрос на молочные продукты является малоэластичным, определенное влияние на него оказывает рост цен на мясопродукты, овощи и хлебопродукты, но оно очень незначительное

Библиографическая ссылка

Верзакова Е.А. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦЕН И ДОХОДОВ НА ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4. – С. 162-163;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23804 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674