Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕГЕНЕРАЦИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

Андрихова Н.П.
Проблемы использования, обезвреживания, переработки и захоронения отходов в настоящее время является весьма актуальной. Только на территории Российской Федерации в отвалах и хранилищах накоплено около 1,1 млрд. тонн экологически опасных отходов. И хотя наблюдается тенденция некоторого ежегодного уменьшения этих отходов, общее их количество имеет катастрофические размеры [5].

Захоронение таких отходов на свалках и полигонах требует значительных капитальных затрат; при этом не устраняется угроза загрязнения атмосферы, поверхностных и грунтовых вод и в то же время безвозвратно теряются содержащиеся в отходах ценные компоненты.

В общей массе токсичных отходов промышленного производства значительную часть составляют производные нефти. Во многих крупных городах развитых стран сосредоточены предприятия машиностроительной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей, судостроительной и других отраслей промышленности, потребляющих нефтепродукты в виде топлива, смазочных масел, консистентных смазок, промывочных жидкостей. На этих предприятиях образуется большое количество нефтесодержащих отходов, а также сточных вод и шламов, содержащих нефтепродукты.

Основную часть нефтеотходов, собираемых и накапливаемых на промышленных и транспортных предприятиях, составляют отработанные масла. В настоящее время вырабатывается свыше 30 млн. тонн минеральных масел. Около половины этого количества безвозвратно теряется в процессе использования, а свыше 15 млн. тонн ежегодно сливается из машин и механизмов как полностью или частично потерявшие эксплуатационные свойства и требующие замены. Подсчитано, что на долю отработанных масел приходится около 65% от всех потерь нефтепродуктов[2].

В процессе работы меняют свои эксплуатационные свойства в результате разложения и окисления. Качество отработанных масел зависит от типа применяемого оборудования, условий использования исходного масла и в значительной степени от условий сбора.

В процессе работы в машинах, механизмах масла соприкасаются с металлами, воздухом, пылью, разлагаются топливом, подвергаются действию температур, давления, электрического поля и других факторов, под действием которых происходит с течением времени изменение свойств масел. Однако при этом в отработанном масле содержится до 80% ценных углеводородов. Поэтому отработанные масла подвергают регенерации.

Широкое и неуклонное увеличение масштабов применения природных адсорбентов обусловлено тем, что, обладая развитой удельной поверхностью и хорошими, часто специфическими, отбеливающими свойствами, они в десятки раз дешевле искусственных адсорбентов.

Наличие местных, эффективных природных адсорбентов в районах их потреблении стимулирует внедрение новых адсорбционных технологических процессов, в том числе для решения вопросов защиты окружающей среды. Большая часть индустриальных масел, как правило, регенерируется на местах потребления. Часть отработанных моторных масел сдается на нефтебазы для регенерации контактным смешением отбеливающей глиной.

В мировой практике утилизацию отработанных масел осуществляют различными способами. Отработанные масла могут применяться для смазки грубых узлов трения, таких как железнодорожные буксы, оси колес различных тележек, железнодорожных и трамвайных стрелок, для смазывания пресс-форм на железнодорожных заводах, при строительстве автодорог и т.п.

Более чистые отработанные масла применяют в качестве компонентов котельного топлива или заменителей последних. Это приводит к неоправданному загрязнению окружающей среды, кроме того, создается опасность засорения топливоподающей аппаратуры и форсунок смолистыми продуктами окисления.

Удовлетворение энергетических потребностей за счет сжигания отработанных масел незначительно [1]. Регенерация имеет несомненные преимущества перед сжиганием: она обеспечивает возможность многократного использование сырья и увеличение местных ресурсов производства смазочных масел [3].

Наибольшая экономичность регенерации сырья достигается на месте потребления свежих масел [4].

Регион Поволжья богат месторождениями опал-кристобалитовых пород, которые могут быть использованы для очистки и регенерации отработанных масел. Обладая развитой удельной поверхностью и хорошими, часто специфическими, отбеливающими свойствами, они в десятки раз дешевле искусственных адсорбентов. А также особое значение приобретает решение проблемы защиты окружающей среды от вредных продуктов, образующихся при эксплуатации промышленных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Евдокимов А.Ю., Бондаренко Б.И., Фалькович М.И., Михеева Э.А. Регенерация отработанных масел в капиталистических и развивающихся странах / Химия и технология топлив и масел.-1985.-№11.-С.44-46.
  2. Макаров В.М., Фролова Е.А., Яманина Н. С. Улавливание, рекуперация и утилизация отходов производства и потребления: Учебн. пособ. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 1998-200с.
  3. Рисайклинг: регенерация и обогащение вторичного сырья. Симпозиум. Устроитель Федеральная палата экономики Австрии в сотрудничестве с Госкомитетом СССР по науке и технике. Москва, 1984
  4. Swain J. W. - Lubrication Eng., 1983, v. 39, №9, p. 34-36.
  5. www.ecocom.ru/Gosdoclad99.htm

Библиографическая ссылка

Андрихова Н.П. РЕГЕНЕРАЦИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 10. – С. 74-75;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23677 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674