У детей в возрасте до 3-х лет, как правило, был лишь комплект пеленок, 2-3 рубашечки и ряд головных уборов. Первую рубашку для ребенка обычно шили к крещению. Делали ее длинной, чтобы обеспечить ребенку долгую жизнь. В некоторых случаях рубашка играла и роль оберега. Так, если дети в семье часто умирали, то нужно было в один день спрясть нитки, выткать холст и сшить рубашку для младенца. С целью сохранения жизни новорожденного его также заворачивали в рубаху кого-то из старших членов семьи: деда, бабушки, отца. Обоснованием этого обычая являлось убеждение в том, поскольку этот человек жив и здравствует, то будет здоровым и благополучным ребенок. В середине XIX века, когда у мордвы еще были сильны языческие верования, родители шли с новорожденным в священную рощу и там, расколов березу на две половинки, протаскивали через нее младенца в рубашке, которая в первый раз на него была надета. Рубашку затем оставляли в расколотом дереве. Этим самым с ребенка как бы снимались все его болезни.
Костюмный комплекс детей трех-семи лет был более разнообразен. Мальчикам шили длинную - ниже колен - рубашку с прямым или боковым разрезом на груди, который застегивался на пуговицу. Ее носили навыпуск и подпоясывали сплетенным из ниток узким пояском. Штанишки делали без ширинок из подсиненной холщевины или ткани в клеточку и синюю полоску. Основу одежды маленьких девочек составляла длинная туникообразная рубаха без вышивки, подол которой украшался полоской красного тканья или фабричного ситца. Поверх нее надевался пестрядинный фартук, выполняющий в основном гигиеническую функцию. У мокшанок костюм дополнялся штанами их белого холста. Эрзянские девочки, как и взрослые женщины, штанов не носили.
Заметные перемены наблюдались в этой возрастной группе и в прическе, головных уборах. Мальчиков стригли наголо, а спереди оставляли клок волос - чуб. Специальный головной убор отсутствовал, малыши донашивали то, что оставалось от старших. Девочкам начинали заплетать косички, в которые вместо ленточек вплетали тесемки или обыкновенные тряпочки.
В подростковом возрасте, который наступал в 7-8 лет, дети начинали включаться в социально-трудовую жизнь общины, что находило отражение и в их внешнем облике, в частности подростковый костюм пополнялся новыми деталями. Мальчики-подростки носили длинные волосы, подстриженные «в кружок», «кружалку». Праздничным головным убором подростков, достигших 11-13 лет, становится покупной картуз из фабричной ткани с жестким лакированным или обтянутым тканью козырьком. Зимой же мальчики носили круглую шапку из домашнего сукна или овчины. Их праздничные рубахи начинали отделываться ткаными полосками из красных хлопчатобумажных ниток или тонкими полосками вышивки.
Существенные перемены происходили и во внешнем облике девочек. Их одежда, особенно праздничная, становилась более нарядной. Подол выходной рубахи, а также ее рукава начинали украшать небольшой вышивкой, лентами или полосками фабричных тканей. У мордвы-эрзи Теньгушевского района девочки с 8-9 лет начинали носить легкую верхнюю одежду импанар - род халата из холста. Обязательным элементом девичьего костюма становится холщовый передник прямоугольной формы. В холодную погоду носили безрукавки и жилетки различной длины.
Костюмный комплекс девочек - подростков дополнялся и отдельными украшениями. Так, эрзянки начинали носить облегченные набедренники. Появляются также серьги, нагрудные украшения - застежки - фибулы сюлгамы, бусы, гайтан, считающийся оберегом от всяческих несчастий. Иногда вместо гайтана на шею девочке надевали ленту с куриной косточкой, чтобы она научилась рано вставать. Носили девочки и некоторые наручные украшения: узенькие медные браслеты, простенькие колечки и перстеньки.
Что касается головных уборов, то они не отличались разнообразием. Летом девочки, в основном, ходили простоволосыми или завязывали платок, а в 11-13 лет в праздничные дни они носили налобную повязку в виде венчика или ленточки из красного кумача, расшитого бисером, пуговицами, бусинками.
Верхняя подростковая одежда была сходной у мальчиков и девочек. Весной и осенью они носили сумань - род кафтана, сшитый из черного и темно-коричневого домотканого сукна. Для зимы им шили шубу из овчины мехом внутрь с отрезной талией, в основном, без ворота.
*Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 01-03-00805 а/в
Библиографическая ссылка
Корнишина Г.А. ДЕТСКИЙ КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС МОРДВЫ – ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИОВОЗРАСТНОГО СТАТУСА ВЛАДЕЛЬЦА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 9. – С. 84-85;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23585 (дата обращения: 21.11.2024).