Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Иванов А.В. Федотов Ю.Н. Федотова А.А.
Общероссийская система подготовки специалистов туристской сферы является неотъемлемой частью программы развития национального туризма.

В настоящее время кадровый состав, работающий в системе спортивно-оздоровительного туризма, представлен двумя категориями: во-первых, это профессиональные кадры туризма, физической культуры, для которых работа в спортивно-оздоровительный центрах является основной (профессиональной) деятельностью; во-вторых, это общественные кадры: инструкторы, тренеры, организаторы и руководители туристских походов, судьи туристских соревнований и другие категории, для которых работа в спортивно-оздоровительный центрах не является основной.

В основу подготовки профессиональных туристских кадров положены государственные образовательные стандарты. Аттестация, лицензирование и сертификация их деятельности в основном регламентированы системой государственного управления.

Основой подготовки общественных туристских кадров спортивно-оздоровительного туризма является «Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме», утвержденное Туристско-спортивным союзом России и согласованное с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму.

В соответствии с этим положением подготовку общественных туристских кадров проводят как государственные, так и общественные организации. При этом вопросы лицензирования и сертификации их деятельности вообще не рассматриваются.

Анализ системы подготовки общественных и профессиональных кадров спортивно - оздоровительного туризма показывает значительные расхождения программ и методик их обучения.

Профессиональные кадры спортивно-оздоровительного туризма готовятся по различным специальностям (социально-культурный сервис и туризм, менеджмент, экономика, география, педагогика, музейное дело и охрана памятников, культурология, физическая культура) в рамках специализаций по туризму.

Программы подготовки общественных туристских кадров ориентированы в основном на спортивную подготовку и недостаточно адаптированы к профессиональной деятельности названных специалистов, и, кроме того, не имеют Государственного образовательного статуса, необходимого в условиях профессиональной деятельности специалистов по спортивно-оздоровительному туризму.

Решение этих проблем может быть найдено на путях интеграции подготовки профессиональных и общественных кадров спортивно-оздоровительного туризма на базе физкультурных и специализированных туристских вузов, имеющих возможности привлечения высококвалифицированных специалистов для преподавательской деятельности.

Положительный опыт реализации такого подхода к подготовке кадров спортивно-оздоровительного туризма накоплен в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта в 1995 г. провела первый набор студентов на новую специализацию «Туризм, ориентирование, скалолазание». Программа специализации создана на кафедре массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма. В рамках дисциплины «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности» подготовлен курс, отражающий основные особенности данной специализации (Федотов Ю.Н.).

Аналогичная программа специализации в рамках специальности «Менеджмент организации» разработана на кафедре спортивного туризма и физвоспитания Балтийского института туризма (Иванов А.В., Федотова А.А.).

Учебный план вуза по специальности «Менеджмент организации» и специализации «Менеджмент туризма» включает в себя так называемый национальный (60%) и региональный (40%) компоненты. В профессионально-прикладном значении понятие «региональный компонент» можно истолковать как совокупность предметов и спецкурсов региональной тематики при ориентации студента на будущую работу в регионе.

Логика и последовательность предметов в структуре учебного плана выстроена в соответствии с требованиями национально-регионального компонента. Так, предусмотрено изучение вопросов истории развития спортивно-оздоровительного туризма, теории и методики преподавания основ туризма как массового и доступного средства физического воспитания населения. Кроме того, программа обучения включает в себя круг вопросов, связанных с овладением будущими специалистами по физической культуре и туризму практических умений и навыков по основным видам спортивно-оздоровительного туризма и ориентирования. Предусматривается формирование профессиональных способностей, необходимых для ведения организационной, педагогической и научно-методической работы по туризму в туристских центрах учебных заведений, коллективах физической культуры, по месту жительства, на станциях юных туристов, туристских и спортивных базах. Наряду с общепрофессиональными предметами дисциплины регионального блока дополняют учебный план конкретным содержанием прикладного характера и позволяют студентам профессионально самоопределиться еще в процессе обучения.

Задачами обучения по специализации являются:

- развитие профессионального интереса студентов к выбранной сфере деятельности;

- формирование у студентов научно-обоснованных взглядов и убеждений, знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

- совершенствование спортивно-педагогического мастерства в спортивных видах туризма и ориентирования.

 По избранной специализации студенты изучают следующие основные разделы программы:

- основы спортивного туризма и ориентирования на местности;

- основы методики оздоровительной физической культуры;

- организация и проведение занятий по спортивно-оздоровительному туризму и ориентированию;

- основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в экстремальных условиях окружающей среды;

- правовые, социально-психологические, экономические аспекты занятий туризмом и ориентированием;

- научно-исследовательская работа в сфере туризма.

В результате обучения студенты данной специализации должны знать: научно-методические основы спортивно-оздоровительного туризма и ориентирования на местности как в аспекте оздоровительной физической культуры, так и в рамках спортивного совершенствования. Студенты должны уметь решать практические задачи организационной, педагогической и научно-методической работы по туризму и ориентированию.

Аттестованные по данной специализации выпускники получают право работать инструкторами, тренерами, преподавателями, организаторами спортивно-оздоровительного туризма, а также заниматься другими видами физкультурно-спортивной деятельности.


Библиографическая ссылка

Иванов А.В., Федотов Ю.Н., Федотова А.А. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7. – С. 31-32;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23367 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674