Воспитание личности специалиста прежде всего означает формирование системы его потребностей и мотивов, иерархия которых характеризует целостную личность во всех областях её деятельности, побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилии на их разрешении.
Проведенный анализ состояния современных научных исследований в проблемном поле методики формирования профессиональной компетентности показал, что в литературе описано множество факторов и условий, детерминирующих этот процесс: управленческих, педагогических, дидактических, психологических, методических. Важнейшие направления в проблемном поле методики формирования профессиональной компетентности в ходе образовательного процесса группируются вокруг
- активных форм обучения (проблемная лекция, семинар-дискуссия, организация групповых упражнений, деловая игра и др.);
- создания профессионально развивающих ситуаций, востребующих проявление личностной профессиональной позиции студента;
- диалогического типа общения;
- профессионального позиционирования;
- сотрудничества преподавателей и студентов;
- формирования системы познавательных профессиональных мотивов;
- трансформации учебной деятельности в деятельность профессиональную;
- учета основных стадий профессионального становления личности;
- ориентации обучения на индивидуальную траекторию развития личности
Выбор технологий определяется рядом факторов: приоритетными целями образования; содержанием обучения; составом обучающихся; оснащенностью учебного процесса; временем, которое отводится на изучение учебного материала.
Ведущая цель деятельностных технологий ─ ориентация на формирование практических умений профессиональной и учебно-познавательной деятельности. Она включает анализ производственных ситуаций; решение ситуационных производственных задач, деловые игры, «погружение» в профессиональную деятельность; моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; контекстное обучение.
Контекстное обучение - это реализация модели движения деятельности студентов: от лекций через игровые формы и учебно-профессиональную к собственно-профессио-нальной деятельности.
При реализации данной технологии обучении первостепенное значение отводится учебно-методическому обеспечению учебных занятий.
Наличие реальных производственных ситуаций, практического материала собранного на примере работы конкретных предприятий и организаций нашего региона, составление документов на установленных бланках, выполнение операций на компьютерах позволяют создать имитацию современных производственных процессов, т.к. подготовка к предстоящей трудовой деятельности включает, с одной стороны, вооружение основами знаний необходимых на практике, с другой формирование профессиональных умений и навыков.
Большое внимание уделяется на уроках учебной практики по «Товароведению» решению ситуационных задач, где студенты приобретают умения и навыки работы не только с товаров и нормативными документами, а также вырабатываются навыки по распознаванию видов, сортов товара, его ассортименту, определению качества товаров и условий их хранения, диагностированию дефектов, идентификации товаров.
Деятельностные технологии применяются в техникуме активно, так как у нас практико-ориентированное обучение, нацеленное на обеспечение овладения студентом сначала рабочей профессией, а затем и специальности среднего профессионального образования.
Процесс производственного обучения, где бы он ни проводился - в учебных магазинах, в лаборатории приготовления пищи, на предприятии - должен быть представлен всеми своими элементами. В нем в необходимый мере должно иметь место живое созерцание в различных формах его проявления и абстрактное мышление, направленное на осмысление приемов решения задач и регулирования технологических процессов.
Учебная практика по бухгалтерскому учету - это первый этап подготовки студентов для работ в компьютерной программе: «1С - Бухгалтерия». На занятиях студенты решают ситуации, оформляют первичные бухгалтерские документы.
Библиографическая ссылка
Ахметзянова З.М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3. – С. 42-43;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23309 (дата обращения: 23.11.2024).