Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ

Камаев В.А. Заболотский М.А. Полякова И.А. Тихонин А.В.
В последнее время в СМИ, научной общественности и прочих заинтересованных кругах заметно возрос интерес к сфере образования. В правительстве РФ также активно обсуждаются вопросы, связанные с повышением качества образования. Становится очевидным, что в настоящий момент государство и общество, осознавая растущую потребность в высококвалифицированных кадрах для различных сфер нашей экономики, пытаются найти пути решения проблемы повышения качества подготовки специалистов. Однако, задача вывода системы высшего образования на качественно новый уровень, который позволил бы удовлетворить все кадровые потребности государства и бизнеса и заложить прочную основу экономики страны, является весьма нетривиальной и требует довольно глубокого многоаспектного анализа.

Одним из наиболее эффективных инструментов для анализа нечетких слабоструктурированных систем (к которым в том числе относятся экономические, политические и социальные системы) авторам представляется когнитивный подход, теоретические основы которого были заложены В.И. Максимовым (Институт проблем управления РАН) [1]. Именно такой подход лежит в основе проводимого исследования, основными этапами которого являются (укрупненно):

  1. построение когнитивной модели качественного образования;
  2. моделирование саморазвития ситуации (характер изменения качества образования при текущем положении дел);
  3. моделирование управляемого развития (характер изменения качества образования при условии внесения определенных корректирующих воздействий);
  4. выявление управляющих воздействий, которые способствуют повышению качества высшего образования.

Для построения адекватной когнитивной модели и получения объективных результатов авторы предлагают рассматривать проблему с точек зрения трех основных «субъектов» (групп) системы высшего образования:

  • учащиеся (студенты, аспиранты);
  • сотрудники вуза (преподаватели, руководство вуза и т.п.);
  • «потребители» образовательных услуг (государство, бизнес, промышленность и т.п.).

Представители каждой из перечисленных групп перечисляют существенные, по их мнению, факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузе, а также указывают зависимости между этими факторами и начальные тенденции их изменения (т.е. описывают, как они видят текущее положение дел). Кроме того «субъекты» определяют критерии оценки качества высшего образования. В результате такого «трехстороннего анализа» мы получаем достаточно адекватную когнитивную модель, которая позволяет не только увидеть совокупную объективную картину по состоянию на текущий момент, но и предоставляет уникальную возможность определить возможные пути развития ситуации и, по возможности, скорректировать это развитие.

Таким образом, новизна проводимой авторами работы заключается в использовании существующего когнитивного подхода для решения новой крайне актуальной и многогранной задачи повышения качества высшего образования.

Для автоматизации решения поставленной задачи (а также множества аналогичных задач, связанных с анализом слабоструктурированных систем) авторами разработано комплексное программное средство для построения и анализа когнитивных моделей, которое позволяет строить разнообразные когнитивные модели (из различных предметных областей) и проводить анализ саморазвития ситуации, а также ее развития с приложением тех или иных управляющих воздействий. Кроме того, ведется активная работа над созданием пополняемой библиотеки когнитивных моделей различных предметных областей.

В последующих статьях будет детально рассмотрен процесс построения когнитивной модели (когнитивной карты) качественного образования, приведены различные сценарии развития ситуации (свободное, управляемое) и даны рекомендации, направленные на повышение качества подготовки специалистов в вузах. Кроме того будут рассмотрены функциональные возможности разработанного авторами программного средства, с помощью которого и проводятся исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Максимов В.И. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. - Материалы 1-й международной конференции в 3-х томах/ В.И. Максимов; Под. Ред. В.И. Максимова. - М., 2001. - Том 1. - 196 с.
  2. Лысак В.И. Отчет по теме «Создание концепции устойчивого развития г. Волгограда» по договору № 05-Д.117 (39/159-01) (заключительный)/ В.И. Лысак. - Волгоград., 2002. - 164 с.

Библиографическая ссылка

Камаев В.А., Заболотский М.А., Полякова И.А., Тихонин А.В. КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 25-26;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23194 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674