Одним из наиболее эффективных инструментов для анализа нечетких слабоструктурированных систем (к которым в том числе относятся экономические, политические и социальные системы) авторам представляется когнитивный подход, теоретические основы которого были заложены В.И. Максимовым (Институт проблем управления РАН) [1]. Именно такой подход лежит в основе проводимого исследования, основными этапами которого являются (укрупненно):
- построение когнитивной модели качественного образования;
- моделирование саморазвития ситуации (характер изменения качества образования при текущем положении дел);
- моделирование управляемого развития (характер изменения качества образования при условии внесения определенных корректирующих воздействий);
- выявление управляющих воздействий, которые способствуют повышению качества высшего образования.
Для построения адекватной когнитивной модели и получения объективных результатов авторы предлагают рассматривать проблему с точек зрения трех основных «субъектов» (групп) системы высшего образования:
- учащиеся (студенты, аспиранты);
- сотрудники вуза (преподаватели, руководство вуза и т.п.);
- «потребители» образовательных услуг (государство, бизнес, промышленность и т.п.).
Представители каждой из перечисленных групп перечисляют существенные, по их мнению, факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузе, а также указывают зависимости между этими факторами и начальные тенденции их изменения (т.е. описывают, как они видят текущее положение дел). Кроме того «субъекты» определяют критерии оценки качества высшего образования. В результате такого «трехстороннего анализа» мы получаем достаточно адекватную когнитивную модель, которая позволяет не только увидеть совокупную объективную картину по состоянию на текущий момент, но и предоставляет уникальную возможность определить возможные пути развития ситуации и, по возможности, скорректировать это развитие.
Таким образом, новизна проводимой авторами работы заключается в использовании существующего когнитивного подхода для решения новой крайне актуальной и многогранной задачи повышения качества высшего образования.
Для автоматизации решения поставленной задачи (а также множества аналогичных задач, связанных с анализом слабоструктурированных систем) авторами разработано комплексное программное средство для построения и анализа когнитивных моделей, которое позволяет строить разнообразные когнитивные модели (из различных предметных областей) и проводить анализ саморазвития ситуации, а также ее развития с приложением тех или иных управляющих воздействий. Кроме того, ведется активная работа над созданием пополняемой библиотеки когнитивных моделей различных предметных областей.
В последующих статьях будет детально рассмотрен процесс построения когнитивной модели (когнитивной карты) качественного образования, приведены различные сценарии развития ситуации (свободное, управляемое) и даны рекомендации, направленные на повышение качества подготовки специалистов в вузах. Кроме того будут рассмотрены функциональные возможности разработанного авторами программного средства, с помощью которого и проводятся исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Максимов В.И. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. - Материалы 1-й международной конференции в 3-х томах/ В.И. Максимов; Под. Ред. В.И. Максимова. - М., 2001. - Том 1. - 196 с.
- Лысак В.И. Отчет по теме «Создание концепции устойчивого развития г. Волгограда» по договору № 05-Д.117 (39/159-01) (заключительный)/ В.И. Лысак. - Волгоград., 2002. - 164 с.
Библиографическая ссылка
Камаев В.А., Заболотский М.А., Полякова И.А., Тихонин А.В. КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 25-26;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23194 (дата обращения: 21.11.2024).