На практике многие российские вузы еще с 1990-х годов перешли на двухуровневую систему высшего образования. Дело в том, что дипломы выпускников вузов (специалистов) на Западе либо вообще не признаются, либо засчитываются в лучшем случае как степень бакалавра. Законодательное оформление системы "бакалавр - магистр" нужно для того, чтобы Россия стала полноправным членом болонского процесса, что обеспечит всеобщее признание дипломов, включая кандидатские (на Западе считают, что «немагистр» не может получить степень кандидата наук), выданных отечественными вузами.
Одной из основных положительных сторон данной системы считаем близость к европейскому образованию, мобильность. Как утверждают сторонники закона о двухуровневом образовании, в будущем любой бакалавр может закончить образование, например, во Франции или Великобритании. Бакалавриат предполагает целое направление, внутри которого выпускник, поработав и выяснив, что ему ближе, сможет получить узкую специальность. Кроме того, студент имеет возможность, уже имея высшее образование, на практике убедиться в правильности выбора им профессии.
Безусловно, по очень сложным инженерным специальностям - там, где нужна и фундаментальная подготовка, и теоретическая профилирующая, и профессиональная подготовка, и курсовые проекты, и несколько практик, лабораторные занятия, - за четыре года дать высшее образование сложно. Но двухуровневая подготовка для гуманитариев, юристов, экономистов весьма приемлема.
Плюсы новой образовательной системы очевидны, но в то же время в бакалавриате есть и отрицательные стороны. Во-первых, одним из основных минусов выступает невозможность для студента, разочаровавшегося в системе «бакалавриат-магистратура» перейти на обычную пятилетнюю систему обучения. Во-вторых, не смотря на то, что в диплом бакалавра признается как диплом о высшем образовании и позволяет его обладателю заниматься профессиональной деятельностью, в нашей стране к этому относятся скептически и многие работодатели хотят видеть в своём штате лишь специалистов, обучавшихся пять лет.
Библиографическая ссылка
Яковенко И., Вукович Г.Г. РОССИЙСКАЯ ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 106-107;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23103 (дата обращения: 21.11.2024).