Современное развитие информационных технологий и использование их в образовательном пространстве придает исключительную остроту проблемам, имеющим онтологический статус. Так объективно истинными, до становления постнеклассической науки, считались порождающие, субстанциальные начала. Весь мир искусственного, сконструированного при этом - есть неподлинное, а потому неистинное, даже нереальное[1]. Между тем, благодаря компьютерным сетям вовлеченность в коммуникацию не просто реальна. Сегодня любой человек может использовать неограниченные хранилища практически неконтролируемой информации, а также создавать свой мир, в котором количество «ограничений в принципе продолжает неукоснительно уменьшаться»[2, с.19]. Таким образом, субъект образовательного пространства в ситуации роста информационной свободы вовлекается в ситуацию смысловой и этической ответственности за истину. Онтологическая ответственность констатируется постольку, поскольку субъект не пассивно постигает истину, «не просто конструирует ее, но и поддерживает ее»[2, с.28]. Например, структура и полнота подборки тематических сайтов определяют их качество. Но разнообразный объем, тематика зависят от мотивов, которыми руководствовались их создатели. В интерактивной культуре, по мере увеличения количества пользователей, каноны классической культуры значительно размываются, а уровень и характер информации становятся непредсказуемыми. Можно опасаться за результаты ее воздействия, если диапазон мотивов авторов ограничится рамками эгоистического, низменного и т.д. Тем больше опасений вызывают ситуации, когда необходим мировоззренческий выбор такими социальными группами как учащиеся школ, СПО, студенчество, так как не сложившийся, не устоявшийся подход к анализу бытийных ситуаций не снимает ответственности за сделанный выбор.
Рационализация познания, начатая Р. Декартом, сегодня приводит к устранению субъекта в познании, констатации «общего стремления познания к вытеснению витального» [3, с.51]. Так альтернативой живому слову лектора представляется интернет. Более того, вопрос о том, нужны ли специалисту гуманитарные дисциплины и, в частности, философия, с настойчивым постоянством возрождается, отражаясь в сокращении аудиторной нагрузки учебных планов вузов. Должны ли мы согласиться с подобной реалией бытия?
Делает ли человека гражданином овладение специальностью? Без сомнения, нет. Воспитание гражданственности возможно только через область дисциплин гуманитарной культуры, через живое общение. Например, философия дает представление о смысле человеческого существования, долге, свободе и ответственности. Нет необходимости пояснять, что «образование» и «обучение» категории не тождественные. Потому «Образ» просвещенного человека, хотя и смутно, но присутствует в сознании молодежи, поступающей в учебные заведения[4]. Именно потому, что «специальные дисциплины делают студента специалистом», а «...философия и гуманитарные дисциплины формируют в нем личность - мыслящего и ответственного творца собственной жизни... Человек, не приобщившийся к гуманитарной культуре, оказывается не более чем роботом, действующим по вложенной в него кем-то программе»[4, с.22] - живое общение, как и гуманитарные дисциплины, по-прежнему должны «освящать» образовательное пространство.
Более того, пессимизм в отношении решения обозначенной проблемы, представляется преждевременным. Прежде всего, потому, что многомерность образовательного пространства, состоящая в высокой интенсивности дифференциации и специализации знаний, в появлении альтернативных форм обучения и так далее, в конечном счете, порождает конкуренцию между ними, то есть, главную движущую силу эволюции образования. Но разъединение - лишь одна из сторон организационных проблем образовательной среды. Неотъемлемым в ее существовании является стремление «к объединению, причем, тем большего, «чем больше стремление к разъединению» [3, с.55], что «порождает интеграцию знаний,... при действии диады в целом продуцирует сетевую структуризацию. Побудительным же мотивом выступает стремление к сохранению целостности» [там же], а конечном итоге - к познанию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Павленко А. Н. Бытие у своего порога (посильные размышления).- М., 1997. 211с.
- Аршинов В. И., Лебедев М. В. Постнеклассическая рациональность, виртуалистика и информационные технологии//Философские науки. 2007. №7. С.9-29.
- Савельев А. В. Эпистемология самопознания в нейрокомпьютерной парадигме//Философия науки. 2007. №3(34).С. 41-55.
- Никифоров А. Л. Философия в системе высшего образования//Вопросы философии. 2007. №6. С.17-23.
Работа представлена на научную международную конференцию «Современное образование. Проблемы и решения», Бангкок, Паттайа (Тайланд), 20-30 декабря 2007 г. Поступила в редакцию 04.12.2007.
Библиографическая ссылка
Полещук Л.Г. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 91-92;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23089 (дата обращения: 21.11.2024).