В области начального педагогического образования cистема внешней оценки включает независимых экзаменаторов, в число которых входят представители других институтов или администраций школ с опытом работы. Их назначают на 3 или 4 года для оценивания качества преподавания определенного предмета или курса, а также на курс общей педагогики. Они посещают учебное заведение, проверяют письменные работы, проводят интервью со студентами, посещают студентов в школах.
Инспекцию начального педагогического образования осуществляют Инспектора Ее Величества (Her Majesty Inspectors) и Дополнительные инспектора (Additional Inspectors). Обычно в их состав входят директора школ или старшие преподаватели, школьные инспектора Управления по стандартам в образовании или представители вузов. Все Дополнительные инспектора должны иметь знания и опыт преподавания чтения или арифметики. Каждая группа работает под руководством инспектора, составляющего отчет (Registered Inspector), который и является Инспектором Ее Величества. Все Дополнительные инспектора проходят курс обучения перед началом самой инспекции в течение 3 дней и 1 день обучения под руководством специалиста-предметника Инспектората Ее Величества по вопросу изучения правильности составления документации (включая список распределения студентов по уровням). В дополнение к этому они проходят обучение у инспектора, составляющего отчет, в ходе совместного наблюдения, интервьюирования преподавателей и студентов по завершении процедуры инспектирования. Эти инспектора действуют как менторы, регулируют и руководят процессом на протяжении всей инспекторской проверки.
Для организации инспекции образовательные учреждения представляют в Инспекторат следующие документы:
Для всех инспекторов:
- цели и задачи курса начального педагогического образования для прохождения курса профессионально-педагогической подготовки (за исключением тех вузов, которые не имеют начального курса профессионально-педагогической подготовки;
- полная структура курса;
- почасовое распределение курса;
- официальный отчет о прохождении курса чтения и арифметики;
- расписание экзаменационных сессий по курсу обучения чтению и арифметике, которые проходят в конце осенних или весенних семестров;
- список штатных сотрудников, осуществляющих преподавание на данном курсе;
- CV учителей, которые преподают арифметику или чтение в рамках курса профессионально-педагогической подготовки;
- список бывших студентов, которые сейчас являются дипломированными учителями - новичками, а также их школ.
Для инспекторов по вопросам обучения чтению и арифметике:
- отчет о результатах внешних экзаменов по английскому языку и арифметике;
- студенческая оценка курса английского языка и арифметики;
- обзор содержания курса английского языка и арифметики;
- структура и организация курсов, показывающие, где/как проводятся занятия (включая учебно-методическое обеспечение, справочники, раздаточные материалы, библиографии, содержание ресурсного обеспечения, другие обучающие материалы);
- рекомендации для учителей школ по вопросам методики обучения студентов чтению и арифметике.
Инспектора оценивают знания студентов по 4 категориям:
1 степень - очень хорошие;
2 степень - хорошие, без существенных недостатков;
3 степень - адекватные, но требующие усовершенствования. Студенты, относящиеся к этой степени, находятся среди слабых, но вполне могут быть допущены к внешней инспекторской оценке.
4 степень - слабые, что говорит о том, что студент, скорее всего не выдержит проверку.
В ходе инспекторской проверки выбирается ряд студентов, которые подвергаются проверке во время педагогической практики. Как часть оценки качества преподавания в вузе, используется технология оценивания, известная как ´усредненная самооценка´, в которой оцениваемая студентами степень компетентности сравнивается со степенью компетентности на каждой ступени, принятой в вузе.
Обычно проводится 4 инспекторские проверки сроком на 1, 3 и 5 дней, которые распределяются на осенний, весенний и летний семестры учебного года. Первая проверка проводится с целью планирования (проводит инспектор, составляющий отчет), вторая и третья ставят целью изучить процесс обучения студентов, а четвертая (как вторая) нацелена на изучение профессиональной компетентности студентов.
Во время первой проверки главный инспектор собирает документацию, проводит встречи с преподавательским составом вуза, назначает срок второй проверки и третьей проверки. Вторая и третья проверки имеют целью наблюдение за процессом обучения и встречи с преподавательским составом вуза и студентами, а также анализ письменных работ студентов. Также в течение весеннего семестра проводятся анонимные анкетные опросы, проводимые в вузе по поручению главного инспектора. Они проводятся среди студентов курса и бывших студентов, которые являются теперь новичками. Один из опросников сосредотачивается на опыте студентов по обучению чтению и арифметике; их восприятие эффективности методики обучения чтению и арифметике, а также их представлении о преимуществах и недостатках методики.
Инспектор, составляющий отчет и дополнительные инспектора встречаются после второй и третьей проверки, чтобы сверить результаты и обсудить проблемы организации четвертой проверки. Во время четвертой проверки инспектора концентрируют внимание на практические умения студентов преподавать чтение и арифметику. Инспектора не только наблюдают за студентами, но также берут интервью у них и их ментора.
Время для однодневной проверки инспектора распределяют примерно следующим образом: присутствие на уроке студента, интервью с наставником - от 45 до 60 минут; практика преподавания студента - 45 минут; интервью со студентом - 60 минут.
В конце 4 дня или в начале 5 дня главный инспектор проводит заседание инспекторской группы, чтобы подвести итог и согласовать рейтинг студентов по обучению чтению и арифметике, а также организовать заключительную часть проверки с обсуждением, которая является формальной и обычно проходит на совместном заседании инспекторов, старших преподавателей и тьюторов, ответственных за чтение и арифметику. При оценке образовательного учреждения оцениваются также уроки, проведенные новичками и более опытными преподавателями.
Для принятия решений о качестве подготовки специалистов Агентство по педагогическому образованию использует информацию, касающуюся количества новичков, получивших вакансию учителя в Лондоне. При этом учитывается следующее: уровень квалификации; количество студентов-мужчин на курсах подготовки к работе в начальной школе; количество стажеров из групп этнических меньшинств; рейтинг профессиональных успехов начинающего учителя; рейтинг профессиональных успехов начинающих учителей в районах с нехваткой учителей.
В последнее десятилетие в Великобритании создан целый ряд негосударственных органов, занятых оценкой качества обучения на государственном уровне. Это Экзаменационная коллегия, Управление по стандартам в образовании, которое совместно с Инспекторатом Ее Величества осуществляет инспекторские проверки. Следует подчеркнуть, что в Англии и Уэльсе, например, существует как единый орган инспекции, носящий название Ассоциации властей метрополии, так и собственно инспекция Уэльса. В Шотландии и Северной Ирландии также существуют свои органы инспектирования. Существуют также общественные органы, связанные с инспектированием: это Форум по инспектированию, Форум инспектирования наилучших ценностей, Британское общество по управлению в образовании, создано «Общество консультантов по образованию», в которое входят профессионалы, готовые оказать услуги образовательным учреждениям по внешней оценке качества преподавания.
Библиографическая ссылка
Сабирова Д.Р. ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 51-52;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23059 (дата обращения: 21.11.2024).