Наличие среди тувинцев особой родоплеменной группы, именующей себя «кыргыс», представляет большой исторический интерес. В современной Туве находятся много археологических памятников енисейских кыргызов, свидетельствующих об их расселении на этой территории. Группа тувинцев с самоназванием Кыргыс может быть потомками енисейских кыргызов, которые оказались на юго-восточной части Тувы после разгрома енисейских кыргызов Алтын-Ханом в 1664 году (Потапов, 1969 г).
Родоплеменная группа Кыргыс и в настоящее время свято соблюдают мудрый опыт экологических традиций и обычаев своих предков на священной земле. У родоплеменной группы Кыргыс священная родовая земля - гора Ак-Хайыракан.
Священные земли имеют определенный жесткий режим землепользования, который каждый член родоплеменной группы должен исполнять непрекословно. На территории священной горы запрещаются все виды землепользования. Но обычно на подножии священной горы разрешается содержание скота, а другие виды запретов остаются в силе.
Как и все кочевники-скотоводы, кыргызы в зависимости от сезона года совершали перекочевки в пределах своих родовых земель (кыштаг, чазаг, чайлаг, кузег). Эта система сезонных кочевок способствовала сохранению растительного покрова пастбищных экосистем на протяжении многих тысячелетий.
Начиная с середины ХХ века, в связи с переходом кочевников на оседлый образ жизни, населением стали забываться традиции пастбищепользования и не учитывалось рациональное пространственное использование территорий родовых земель.
В переходный рыночный период реформы в сфере экономики страны приводят к спаду социально-экономических условий и низкому уровню жизни населения. В силу этих обстоятельств в Республике Тыва начинают возрождаться семейно-родовые хозяйства. Из-за ухудшения социально-экономических условий население оказалось не способным совершать какие-либо перекочевки. Следствием этого одни пастбища были заброшены, а другие интенсивно используются. В связи с изменением интенсивности выпаса меняется растительный покров и его продуктивность.
Заброшенными оказались труднодоступные высокогорно-таежные пастбища в местечках Улар, Ак-Даш, Хаялыг-Адыр, а также горно-степные: Большой и Малый Чинчилиг и пастбища подножии священной горы Ак-Хайыракан. Перевыпасу подвергаются пастбища в окрестностях населенных пунктов Эрзин, Морен, в поймах рек Баян-Кол, Морен, Эрзин и на западном побережье озера Торе-Холь.
Изучение продуктивности растительного покрова степных экосистем и их динамики под влиянием меняющегося пастбищного режима актуально с точки зрения сохранения природных возобновляющихся ресурсов.
Для изучения состояния пастбищных экосистем нами были выбраны пастбища находящиеся под прессом скота в окрестностях села Морен, на западном побережье озера Торе-Холь и заброшенные пастбища подножии горы Ак-Хайыракан.
Пастбища в окрестностях села Морен - наиболее близко лежащие к населенному пункту угодья и испытывают выпас скота круглый год. Это отразилось на состоянии растительного покрова и запасах фитомассы. В пастбищных экосистемах выделены ключевые участки сообщества: сбойные, буферные и фоновые (Дадаа, 2000 г.). Нами были выделены ковыльно-полынно-лапчатковая и осоко-лапчатко-полынная ассоциации, где замечено уменьшение доли злаковой основы и увеличение доли малоценных в кормовом отношении полукустарничков. Растительность обеих фитоценозов разреженная (общее проективное покрытие составляет 30-40%),низкорослая (до 3 см), разнообразие составляет 4 видов на 10 м2, с полным доминированием лапчатки бесстебельной (Potentilia acaulis) и полыни холодной (Artemisia frigidaра), которые являются биоиндикаторами вторичного опустынивания пастбищных экосистем. Общий запас фитомассы составляет 332 г/ м2, из них доля зеленой массы занимает 65%, ветоши - 12%, а доля опада - 23%. Понижение доли ветоши тоже является свидетельством пастбищной нагрузки.
Степи на западном побережье озера Торе-Холь используются родом Кыргыс в качестве летних пастбищ. Была выделена житняково - ковыльно - лапчатковая ассоциация, где количество видов достигает 5 на 10 м2 с доминированием лапчатки бесстебельной (Potentilia acaulis), проективное покрытие занимает 40-50%, а средняя высота травостоя повышается за счет злаков до 20-30 см. Общий запас фитомассы составляет 346 г/м2, опять же с преобладанием доли опада над ветошью.
На подножии горы Ак-Хайыракан были выделены следующие фитоценозы: полынно-осоково-ковыльная, житняково-лапчатко-ковыльная и ковыльно-пырейно-житняковая, где общее проективное покрытие варьирует от 55% до 70%. Здесь наблюдается увеличение количества разнотравья (8-9 видов на 10 м2 ) с господством злаков: ковыля крылова (Stipa krylovi) и житняка гребенчатого (Agropiron cristatum), которые служат хорошей кормовой базой для нажировки скота. Средняя высота растений достигает 30-50 см, общий запас фитомассы в среднем составляет 468 г/ м2 с преобладанием доли ветоши по сравнению с опадом.
Выводы. На пастбищных экосистемах в окрестностях населенных пунктов, на поймах рек и озер совершается выпас скота круглый год, так как не соблюдаются сезонные перекочевки. Непосредственное воздействие животных на состоянии пастбищных экосистем проявляется в уплотнении верхних горизонтов почвы, в обеднении флористического состава, так как многие виды, представляющие наибольшую кормовую ценность, плохо выдерживают сильный и нерациональный выпас. Они выпадают из состава травостоя. На смену им приходят другие, менее ценные, но более выносливые виды. Часто это различные кустарнички (карагана) и полукустарнички (полынь холодная) или очень низкорослые, практически нескусываемые животными, травянистые растения (лапчатка бесстебельная).
Состояние заброшенных пастбищ на подножии горы Ак-Хайыракан нами отмечено удовлетворительным, потому что они не испытывают хозяйственной деятельности человека, так как, из-за ухудшения социально-экономических условий жизни, население стало не способным совершать перекочевки на дальние расстояния.
Таким образом, пастбищный режим является главным фактором, формирующим структуру растительного сообщества и состав доминантных видов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аракчаа Л. К. Возрождение традиций природопользования тувинцев.//Центральная Азия в ХХI веке. Устойчивое развитие. Кызыл - Москва: Слово, 2000 г., С. 186-187.
- Дадаа Г. И. Традиции природопользования родоплеменной группы « Кыргыс» //Устойчивое развитие континента Азия. Функциональная экология. Биосферные исследования. Труды VII-го Убсунурского международного симпозиума - Москва: Слово, 2002 г., С. 275-279.
- Дадаа Г. И. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на пастбищные биогеоценозы.//Центральная Азия в XXI веке. Устойчивое развитие. Кызыл - Москва: Слово, 2000 г., С.177-178.
- Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - Москва: Наука, 1969 г. - 187 с.
Библиографическая ссылка
Очур СОСТОЯНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА ПАСТБИЩНЫХ ЭКОСИСТЕМ РОДОВЫХ ЗЕМЕЛЬ «КЫРГЫС» (РЕСПУБЛИКА ТЫВА, ЭРЗИНСКИЙ КОЖУУН) // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 5. – С. 56-57;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22935 (дата обращения: 10.12.2024).