Расширение сферы объективного спроса на специалистов по охране труда, а также разрастание спектра услуг, в оказании которых нуждается общество, обусловили возникновение многообразных форм подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда и подтверждения их соответствия государственным требованиям.
Слом старых механизмов планирования и удовлетворения потребностей общества в специалистах разного профиля и уровня подготовки требует отказа от ожидания централизованных решений возникающих проблем.
Нуждается в разработке и научно - методическом обосновании система непрерывного образования инженера по охране труда, его подготовки, переподготовки, повышения квалификации, самообразования.
До недавнего времени в теории и на практике доминировал функциональный подход к описанию и анализу профессиональной деятельности специалиста. В этом подходе нет ничего предосудительного, пока он рассматривается как один из этапов исследования, призванный задать некое общее представление о технологической структуре и профессиональной деятельности в ее инвариантных характеристиках. Однако она, эта деятельность, полноценно может быть описана только на основе системного подхода. По определению А.Н. Леонтьева, "деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие"[2]. Методология системного анализа предполагает выделение в изучаемом объекте не отдельных элементов, а тех системообразующих характеристик, которые определяют внутреннюю природу и качественное своеобразие деятельности, принципы ее построения и образования, структурирования.
Деятельность специалиста по охране труда как некоторая система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым, интегративным качеством, не находящимся в одном ряду со всеми составляющими данной системы. Это особое, интегративное качество задается объектом профессиональной деятельности инженера по охране труда. Объект его деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны, это человек во всем богатстве его субъектности, с другой, - это система управления безопасностю труда. Профессиональная деятельность инженера по охране труда по своему характеру есть своеобразная методдеятельость в том смысле, что она является деятельностью по организации "другой деятельности", а именно, деятельности других специалистов производственного процесса, организуя и направляя их деятельности на безопасность. Работа инженера по охране труда, в какой бы форме она ни протекала, всегда есть сложный акт, в основе которого лежит не прямое воздействие, а взаимодействие.
Поскольку профессиональной деятельностью специалиста по охране труда можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, подготовка специалиста должна быть ориентирована на его профессинально-личностное развитие и саморазвитие с учётом осознания её как взаимодействия, взаимопонимания, психологического контакта с людьми, с учётом правильных решений, возникающих трудностей и ошибок. Объектом профессионального самосознания должны выступать коммуникативные, статусно-позитивные, деятельностно-профессиональные и внешне-поведенческие качества.
Коммуникативные (интерактивные) качества определяют отношение инженера по охране труда к активному субъекту совместной деятельности, которое строится по схеме: субъект-субъект и умению работать в тесном сотрудничестве со специалистами других профилей, то есть, как это принято в мировой практике работать в "команде".
Статусно-позиционные качества отражают содержательные характеристики субъекта, систему его отношений к обществу, к людям, к самому себе, к нормам, правилам и профессиональным ценностям.
Деятельностно-профессиональные (субъектные) качества лежат в основе мотивационной, содержательно-информационной деятельности. Они включают в себя профессиональное целеполагание, профессиональное познание, профессиональное программирование деятельности, профессиональное отношение и профессиональную идентификацию.
Внешне - поведенческие качества -требовательность, общительность, принципиальность, уверенность, справедливость, тактичность и др.
Это объективно требует постоянного обновления содержания профессионального образования в связи с достижениями техники и технологии, с опорой на прошлые знания через настоящую (актуальную) познавательную активность к профессиональным ситуациям - такова парадигма нового типа специалиста по охране труда.
Педагогическая технология предусматривает установление педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и слушателей (специалистов по охране труда), отбор и применение стимулирующих самодеятельность активных демократических форм и методе профессиональной подготовки, регулирование процесса взаимодействия средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля. Большими возможностями в обсуждаемом плане располагает диалогизация педагогического процесса, которая требует преобразования суперпозиции преподавателя и субординизированной позиции слушателей в личностно-равноправные позиции, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с тем, что преподаватель не столько учит, сколько актуализирует, стимулирует стремление слушателей к общему и профессиональному развитию, создает условия для их самодвижения. Естественно, это требует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействия эмоционально - ценностного опыта преподавателя и слушателей, только тогда будет достигнуто конструктивное решение проблемы формирования кадровых ресурсов специалистов по охране труда.
С целью повышения эффективности подготовки специалистов по охране труда следует уделить внимание разработке критериев и показателей оценки профессиональных знаний, умений, навыков специалиста, уровня его психологической готовности к профессиональной деятельности, профессиональному самосовершенствованию. Существует определенный объем знаний присущий данной профессии, который можно приобрести с помощью системы профессионального обучения и тренировки. Необходимого уровня навыков и умений невозможно достигнуть в профессии инженера по охране труда без практической работы на протяжении нескольких лет. Кроме того, специалист должен постоянно находиться в курсе новых разработок в теории и практике безопасности труда. Профессиональное самоопределение, понимаемое как нахождение смыслов выполняемой работы, предшествует профессиональной идентичности. Профидентичность - это самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы.
Необходимо выделить следующие уровни профидентичности инженера по охране труда:
1. Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт равен нулю); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение равно нулю); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «хочу». Профидентичность - не выраженная.
2. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознавание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен нулю); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно нулю); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «знаю». Профидентичность - выраженная, пассивная.
3. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт равен const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение равно const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «могу». Профидентичность - активная.
4. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт бесконечен); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональной неповторимости, желание передать свой опыт другим. Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «делаю». Профидентичность - устойчивая.
Формирование профидентичности специалиста по охране труда есть процесс управления этим формированием. Это многомерное педагогическое явление характеризуется методологическим, структурным и функциональным уровнями.
На методологическом уровне формирование профидентичности рассматривается с точки зрения целостного, системного и личностно-деятельностного подходов, что позволяет представить данный процесс как целостную деятельность по развитию и организации саморазвития индивидуальности специалиста.
На структурном уровне формирование профидентичности представляется как система деятельности преподавателя и специалиста по охране труда при непрерывной профессиональной подготовке.
На функциональном уровне формирование профидентичности рассматривается как взаимосвязь и взаимообусловленность непрерывной профессиональной подготовки и новообразований в сферах психики специалиста по охране труда.
Трактовать процесс формирования профидентичности следует с учетом того, что развитие тех или иных сфер психики, свойств и качеств происходит ни в порядке очередности, ни в отрыве друг от друга, а во взаимодействии, в единстве, что становление индивидуальности специалиста в процессе непрерывной профессиональной подготовки будет тем эффективнее и тем гармоничнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил специалиста по охране труда, чем более будет стимулироваться функционирование экзистенциальной и регулятивной сфер с тем, чтобы они активизировали все потенции человека и его стремление к саморазвитию.
К педагогическим условиям, обеспечивающим успешность формирования и повышения уровня профидентичности специалиста по охране труда, относятся:
- введение этапа обязательной базовой профессиональной подготовки всех специалистов по охране труда, рекомендованных для работы;
- обеспечение непрерывности профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;
- активизация самосовершенствования специалистов по охране труда, развитие профессиональной культуры специалистов по охране труда.
Реализация личностно-ориентированной модели непрерывного профессионального образования специалиста по охране труда обеспечит формирование и повышение уровня профидентичности.
Результаты эмпирических исследований, проверяющих влияние педагогических средств, условий, технологий на формирование и повышение уровня профидентичности, свидетельствуют о том, что предлагаемые автором подходы способны обеспечить положительную динамику.
С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бляхман Л.С., Сидоров В.А. Качество работы: роль человеческого фактора. М.: Экономика, 1990. 191с.
- Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность М.:: Знание,1977.82с.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2001.448с.
- КукинП.П.,ЛапинВ.Л.,ПодгорныхЕ. Безопасность технологических процессов и производств. М.: Высш. шк., 1999.318с.
Библиографическая ссылка
Вавилова Л.Н. НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА КАК НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 4. – С. 26-28;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22671 (дата обращения: 22.11.2024).