Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА КАК НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Вавилова Л.Н.
Изложены аспекты психологического обеспечения деятельности специалиста по охране труда. Указаны уровни профессиональной идентичности специалиста по охране труда. Представлена педагогическая технология повышения эффективности обучения специалистов по охране труда.
Проблемы развития нашего общества и функционирования государства, стремительно нарастающие по мере перехода к условиям рыночной экономики, порождают не менее многообразные, а порой и трудно разрешимые проблемы в охране труда.

Расширение сферы объективного спроса на специалистов по охране труда, а также разрастание спектра услуг, в оказании которых нуждается общество, обусловили возникновение многообразных форм подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда и подтверждения их соответствия государственным требованиям.

Слом старых механизмов планирования и удовлетворения потребностей общества в специалистах разного профиля и уровня подготовки требует отказа от ожидания централизованных решений возникающих проблем.

Нуждается в разработке и научно - методическом обосновании система непрерывного образования инженера по охране труда, его подготовки, переподготовки, повышения квалификации, самообразования.

До недавнего времени в теории и на практике доминировал функциональный подход к описанию и анализу профессиональной деятельности специалиста. В этом подходе нет ничего предосудительного, пока он рассматривается как один из этапов исследования, призванный задать некое общее представление о технологической структуре и профессиональной деятельности в ее инвариантных характеристиках. Однако она, эта деятельность, полноценно может быть описана только на основе системного подхода. По определению А.Н. Леонтьева, "деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие"[2]. Методология системного анализа предполагает выделение в изучаемом объекте не отдельных элементов, а тех системообразующих характеристик, которые определяют внутреннюю природу и качественное своеобразие деятельности, принципы ее построения и образования, структурирования.

Деятельность специалиста по охране труда как некоторая система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым, интегративным качеством, не находящимся в одном ряду со всеми составляющими данной системы. Это особое, интегративное качество задается объектом профессиональной деятельности инженера по охране труда. Объект его деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны, это человек во всем богатстве его субъектности, с другой, - это система управления безопасностю труда. Профессиональная деятельность инженера по охране труда по своему характеру есть своеобразная методдеятельость в том смысле, что она является деятельностью по организации "другой деятельности", а именно, деятельности других специалистов производственного процесса, организуя и направляя их деятельности на безопасность. Работа инженера по охране труда, в какой бы форме она ни протекала, всегда есть сложный акт, в основе которого лежит не прямое воздействие, а взаимодействие.

Поскольку профессиональной деятельностью специалиста по охране труда можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, подготовка специалиста должна быть ориентирована на его профессинально-личностное развитие и саморазвитие с учётом осознания её как взаимодействия, взаимопонимания, психологического контакта с людьми, с учётом правильных решений, возникающих трудностей и ошибок. Объектом профессионального самосознания должны выступать коммуникативные, статусно-позитивные, деятельностно-профессиональные и внешне-поведенческие качества.

Коммуникативные (интерактивные) качества определяют отношение инженера по охране труда к активному субъекту совместной деятельности, которое строится по схеме: субъект-субъект и умению работать в тесном сотрудничестве со специалистами других профилей, то есть, как это принято в мировой практике работать в "команде".

Статусно-позиционные качества отражают содержательные характеристики субъекта, систему его отношений к обществу, к людям, к самому себе, к нормам, правилам и профессиональным ценностям.

Деятельностно-профессиональные (субъектные) качества лежат в основе мотивационной, содержательно-информационной деятельности. Они включают в себя профессиональное целеполагание, профессиональное познание, профессиональное программирование деятельности, профессиональное отношение и профессиональную идентификацию.

Внешне - поведенческие качества -требовательность, общительность, принципиальность, уверенность, справедливость, тактичность и др.

Это объективно требует постоянного обновления содержания профессионального образования в связи с достижениями техники и технологии, с опорой на прошлые знания через настоящую (актуальную) познавательную активность к профессиональным ситуациям - такова парадигма нового типа специалиста по охране труда.

Педагогическая технология предусматривает установление педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и слушателей (специалистов по охране труда), отбор и применение стимулирующих самодеятельность активных демократических форм и методе профессиональной подготовки, регулирование процесса взаимодействия средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля. Большими возможностями в обсуждаемом плане располагает диалогизация педагогического процесса, которая требует преобразования суперпозиции преподавателя и субординизированной позиции слушателей в личностно-равноправные позиции, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с тем, что преподаватель не столько учит, сколько актуализирует, стимулирует стремление слушателей к общему и профессиональному развитию, создает условия для их самодвижения. Естественно, это требует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействия эмоционально - ценностного опыта преподавателя и слушателей, только тогда будет достигнуто конструктивное решение проблемы формирования кадровых ресурсов специалистов по охране труда.

С целью повышения эффективности подготовки специалистов по охране труда следует уделить внимание разработке критериев и показателей оценки профессиональных знаний, умений, навыков специалиста, уровня его психологической готовности к профессиональной деятельности, профессиональному самосовершенствованию. Существует определенный объем знаний присущий данной профессии, который можно приобрести с помощью системы профессионального обучения и тренировки. Необходимого уровня навыков и умений невозможно достигнуть в профессии инженера по охране труда без практической работы на протяжении нескольких лет. Кроме того, специалист должен постоянно находиться в курсе новых разработок в теории и практике безопасности труда. Профессиональное самоопределение, понимаемое как нахождение смыслов выполняемой работы, предшествует профессиональной идентичности. Профидентичность - это самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы.

Необходимо выделить следующие уровни профидентичности инженера по охране труда:

1. Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт равен нулю); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение равно нулю); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «хочу». Профидентичность - не выраженная.

2. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознавание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен нулю); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно нулю); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «знаю». Профидентичность - выраженная, пассивная.

3. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт равен const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение равно const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «могу». Профидентичность - активная.

4. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт бесконечен); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональной неповторимости, желание передать свой опыт другим. Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «делаю». Профидентичность - устойчивая.

Формирование профидентичности специалиста по охране труда есть процесс управления этим формированием. Это многомерное педагогическое явление характеризуется методологическим, структурным и функциональным уровнями.

На методологическом уровне формирование профидентичности рассматривается с точки зрения целостного, системного и личностно-деятельностного подходов, что позволяет представить данный процесс как целостную деятельность по развитию и организации саморазвития индивидуальности специалиста.

На структурном уровне формирование профидентичности представляется как система деятельности преподавателя и специалиста по охране труда при непрерывной профессиональной подготовке.

На функциональном уровне формирование профидентичности рассматривается как взаимосвязь и взаимообусловленность непрерывной профессиональной подготовки и новообразований в сферах психики специалиста по охране труда.

Трактовать процесс формирования профидентичности следует с учетом того, что развитие тех или иных сфер психики, свойств и качеств происходит ни в порядке очередности, ни в отрыве друг от друга, а во взаимодействии, в единстве, что становление индивидуальности специалиста в процессе непрерывной профессиональной подготовки будет тем эффективнее и тем гармоничнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил специалиста по охране труда, чем более будет стимулироваться функционирование экзистенциальной и регулятивной сфер с тем, чтобы они активизировали все потенции человека и его стремление к саморазвитию.

К педагогическим условиям, обеспечивающим успешность формирования и повышения уровня профидентичности специалиста по охране труда, относятся:

  • введение этапа обязательной базовой профессиональной подготовки всех специалистов по охране труда, рекомендованных для работы;
  • обеспечение непрерывности профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;
  • активизация самосовершенствования специалистов по охране труда, развитие профессиональной культуры специалистов по охране труда.

Реализация личностно-ориентированной модели непрерывного профессионального образования специалиста по охране труда обеспечит формирование и повышение уровня профидентичности.

Результаты эмпирических исследований, проверяющих влияние педагогических средств, условий, технологий на формирование и повышение уровня профидентичности, свидетельствуют о том, что предлагаемые автором подходы способны обеспечить положительную динамику.

С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бляхман Л.С., Сидоров В.А. Качество работы: роль человеческого фактора. М.: Экономика, 1990. 191с.
  2. Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность М.:: Знание,1977.82с.
  3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2001.448с.
  4. КукинП.П.,ЛапинВ.Л.,ПодгорныхЕ. Безопасность технологических процессов и производств. М.: Высш. шк., 1999.318с.

Библиографическая ссылка

Вавилова Л.Н. НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА КАК НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 4. – С. 26-28;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22671 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674