Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ АНО КИЭСП)

Усманов Ф.С.
За последнее десятилетие в системе образования России произошли существенные структурные изменения. Они связаны с развитием информационных технологий и мировой тенденцией перехода к нетрадиционным формам образования на их основе. К настоящему времени накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения (ДО) с использованием телекоммуникационных систем, компьютерных сетей, системы непосредственного телевизионного и радиовещания.

Стратегическая цель развития ДО - сделать возможным для каждого обучаемого в любом месте планеты изучение учебных дисциплин любого колледжа и/или университета.

Зарубежный и российский опыт развития образования показывает, что будущее образования за широким использованием гибких комплексных моделей учебного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и технологии и, прежде всего, дистанционные.

С учетом этих обстоятельств, Автономная некоммерческая организация Камский институт экономики, статистики и информатики (АНО КИЭСП) активно внедряет технологии дистанционного обучения.

Основными на сегодняшний день технологиями ДО являются:

  • кейс-технология;
  • Интернет - технология;
  • телекоммуникационная технология (через телевидение).

На начальном этапе работы АНО КИЭСП использовала кейс-технологию обучения, которая основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. В кейс-технологии обучения обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. Основными печатными изданиями, специально разработанными для слушателей, являются учебно - методические комплексы (УМК). Все УМК основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, соответствуют государственным образовательным стандартам.

Вторым этапом в развитии ДО в вузе стало применение в образовательном процессе Интернет-технологий, а именно - Системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей». В настоящее время для смешанного Интернет-обучения (blended learning) используется СДО «Прометей». При обучении с использованием этой технологии, часть занятий переносится в режим on-line. Студенты могут общаться с преподавателем, участвовать в электронных семинарах, выполнять индивидуальные задания, пользоваться с электронной библиотекой и другими информационными ресурсами Интернета. В настоящее время электронным обучением через СДО Прометей охвачено 160 студентов, обучающихся по форме образования экстернат, что составляет 20% контингента учащихся.

На третьем этапе, начиная с 2005 года, дальнейшее развитие ДО в вузе ведется путем интегрирования в информационно-образовательную среду открытого образования (ИОС ОО) России. Построение ИОС ОО ведется путем создания виртуальных учебных заведений, которых называют «виртуальными университетами».(ВУ). ВУ - не имеет учебных зданий, классов, лабораторий, общежитий и т.д. В нем различные организационные звенья, такие как деканаты, кафедры, а также пользователи (администраторы, преподаватели, слушатели, читатели и т.д.) географически разделены, но активно взаимодействуют через глобальную сеть Интернет, т.е они используют в основном дистанционное обучение, сетевую технологию обучения.

В настоящее время, АНО КИЭСП имеет договор с Российским порталом открытого образования на функционирование в его составе виртуального университета до 2009 года и это электронный университет успешно начал работать. В нем проводятся открытые и закрытые форумы, защиты курсовых работ студентов, а в ближайшее время планируется и виртуальная защита выпускных работ.

Опыт внедрения и развития ДО в АНО КИЭСП показывает, что при этом новым принципом образования становится «управление знаниями»; а новыми технологиями - формализация способов представления, распространения и контроля знаний. Формируется единое информационно-образовательное пространство, поддерживаемое с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий и включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы с расширенным аппаратом дидактики новой педагогической системы.

В последние годы возникло новое направление в образовании - Е - learning, которое понимается как «электронное обучение». Согласно определения Европейской комиссии по образованию: «E-learning - использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы».

Таким образом, здесь объединяются преимущества технологий мультимедиа и Интернета; обучение в основном, происходит через сеть Интернет. На основании работы АНО КИЭСП с использованием дистанционных технологий обучения 1998-2005 годы сделан вывод о том, что основными параметрами успешного внедрения электронного обучения в вузе являются:

  • качество технологий;
  • качество педагогики;
  • качество контента и его соответствие потребностям студентов;
  •  качество профессорско-преподавательского состава;
  • мотивация студентов;
  • интерактивность и поддержка учащихся.

На сегодняшний день нет ни одного Российского вуза, который может вести сетевой учебный процесс по всем учебным дисциплинам. В основном идет развитие смешанного обучения (blended leaning), т.е. частичное использование электронного обучения для преподавания части дисциплин. Перед АНО КИЭСП поставлена задача - к 2007 году добиться применения смешанного электронного обучения для преподавания 40% дисциплин.


Библиографическая ссылка

Усманов Ф.С. РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ АНО КИЭСП) // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 4. – С. 35-36;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22623 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674