В техническом вузе, каковым является СТИ МИСиС, на первых двух курсах преподаются общеобразовательные предметы (химия, физика, математика), изучение которых предполагает достаточный уровень знаний школьного курса. За счет подготовки к вступительным экзаменам по физике и математике (эти предметы являются профилирующими во все технические вузы), ситуация по этим дисциплинам обстоит достаточно хорошо. Химию абитуриенты сдают только на химические факультеты университетов. Поэтому у большинства школьников отсутствует мотивация изучения этого предмета в школе; отсюда серьезные трудности, с которыми студенты сталкиваются уже с первых дней занятий. В связи с этим, не праздными являются конкретные ответы на вопросы:
Зачем учить? Чему учить? Как учить?
Ответ на первый вопрос является самым сложным. Необходимо психологически подготовить студентов к решению практических задач на производстве и в быту, пониманию химических основ современных технологий на основе изучения науки химии.
Второй ответ вытекает из первого. Химия - одна из практически значимых наук. Она получает свое развитие в физической химии, аналитической химии, коллоидной химии, в изучении материаловедческих дисциплин. Поэтому на основе фундаментализации знаний по химии путем тщательного подбора учебного материала требуется обеспечить обобщение их с разделами учебных курсов профессиональной направленности студентов: по металлургии, строительству, машиностроению, экономике, автоматизации. Как говорил Козьма Прутков: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».
Так как же добиться желаемого?
Отвечая на этот вопрос, стоит учесть, что центр тяжести преподавания следует переместить от изложения материала в готовой форме знаний к формированию осмысленного восприятия его и развития научного подхода к изучаемым процессам для последующей реализации в специальных курсах по выбранной специальности.
Необходимо методику и практику ведения учебного процесса направить прежде всего на преодоление психологического барьера «невозможности познания предмета». В курсе химии, предлагаемом в техническом вузе, нет особых премудростей, недоступных пониманию.
Не стоит также оценивать знания студентов без твердой уверенности, что уже есть что проверять. «Чтобы яблоко упало, оно должно созреть», - гласит народная мудрость. Химия относится к абстрактно-конкретным наукам; для истинного усвоения химических знаний, для формирования умений и навыков нужно время, многократное обсуждение одних и тех же фактов, законов. Не следует пренебрегать повторением, анализом ранее изученного. Это дает возможность студентам разного уровня подготовки усвоить учебный материал в соответствии с их индивидуальными возможностями. Опыт показывает, что при таком подходе студенты с практически нулевым уровнем подготовки к концу 1-го семестра выходят на твердый средний уровень.
Библиографическая ссылка
Крахт Л.Н. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С. 78-79;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22586 (дата обращения: 04.12.2024).