- Модель - система объектов и знаков, которая воспроизводит некоторые существенные свойств системы - оригинала. Модели характеризуются приближенностью, ограниченностью представления структуры и функционирования объекта, тенденциозностью, допущением идеализаций и отвлечений. Моделирование как метод научного познания осуществляется в несколько этапов: стадия структуризации(формирования состава основных базовых элементов модели, стадия композиции (формирование общей структурной схемы), стадия регламентации (проектирование управляющих воздействий).
- Модель выпускника - это система качеств личности специалиста- выпускника высшего профессионального учебного заведения, это цель, идеальное представление результата деятельности образовательной системы. Целеполагание в педагогике - это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь. Построение модели выпускника вуза является одним из этапов педагогического целеполагания.
- В своем исследовании основным системообразующим элементом модели выпускника современного вуза мы рассматриваем компетентность будущего специалиста. В современной педагогике и психологии высшего образования наряду с понятием «компетентность» используются такие категории, как «компетенции», «ключевые компетенции», «квалификации», «ключевые квалификации», «профессионально важные качества». Огромное разнообразие определений этих понятий объединяет активность, действенность имеющихся знаний и опыта. Активность- это деятельностное состояние субъекта. Активность определяет качество деятельности (результаты, процессуальные особенности) через отношение субъекта к деятельности (комплекса внутренних побуждений, установок, мотивов, направленности интересов).
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- потенциальная активность- состояние готовности и стремления к деятельности; это мотивационно- личностная основа активности, включает потребности, мотивы, цели,а также инструментальную основу активности(знания, умения, опыт);
- механизмы саморегуляции, которые переводят потенциальную активность в реальную (выбор мотивов и целей, принятие решения, достижение цели, самооценка);
- реальная активность - психическая и (или) предметная деятельность субъекта.
Исходя из структуры активности личности понятие «компетентность», как мы полагаем, оказывается синонимичным понятию «потенциальная активность» -готовность и стремление к деятельности - включает в себя знания, умения, опыт (инструментальная основа активности), а также потребности, цели и мотивацию деятельности. Поэтому мы в своем исследовании будем рассматривать компетентность как общую готовность, стремление к деятельности, т.е. потенциальную активность субъекта, которая включает в себя различные в зависимости от сферы жизнедеятельности компетенции.
4. Компетентность выпускника, на наш взгляд, должна включать компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально - психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).
В свою очередь, каждая из этих компетентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетенции, общие для всех выпускников всех вузов и специальные компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности в определенной профессиональной среде. Таким образом, в нашей модели выпускника отчетливо различаются четыре блока компетентностей:
- общая профессиональная компетентность,
- специальная профессиональная компетентность,
- общая социально - психологическая компетентность,
- специальная социально - психологическая компетентность.
В состав общей профессиональной компетентности входят компетенции в сфере научно- исследовательской, проектно- конструктивной, административно- управленческой, производственной, педагогической деятельности. Специальная профессиональная компетентность (квалификация) - степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание определяется государственными квалификационными характеристиками.
Социально - психологическая компетентность представляется нам динамичным интегративным личностным образованием, состоящим из трех взаимосвязанных и взаимопроникающих частей - перцептивной, коммуникативной и инерактивной. Общая социально - психологическая компетентность - готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. Специальная социально - психологическая компетентность - включает социальные и психологические компетенции, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста.
6. Модель выпускника, имеющая в качестве основного образовательного конструкта компетентность будущего специалиста, определяет в качестве стратегической задачи вуза проблему формирования и развития компетенций - готовности и стремления к деятельности. Тактической задачей педагогической системы вуза в таком аспекте становится проблема развития познавательной активности студента в каждом из представленных блоков модели компетентности выпускника. Такая модель служит основой для разработки и реализации модели подготовки специалиста. Работа выполнена при поддержке РГНФ и Правительства Астраханской области (грант № 05-06-31603 А Ю).
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования», 15-20 января 2006г. Поступила в редакцию 04.02.2006г.
Библиографическая ссылка
Ильязова М.Д. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ЦЕЛЯМ И РЕЗУЛЬТАТАМ ВПО // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С. 77-78;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22585 (дата обращения: 04.12.2024).