Спираль личностно-профессионального развития будущего специалиста по стадиям возникновение, становление, зрелость и преобразование характерна каждой ступени его профессионального обучения и личностного становления для каждого этапа учебно-воспитательного процесса в вузе. Поэтому механизм осуществления преемственности культуросообразности между представленными этапами может рассматриваться как развитие связей со спиральными переходами по восходящим виткам во всей системе вуза. Система профессионально-личностного становления будущего специалиста может быть эффективно спроектирована и реализована, если учесть: цели и условия вузовского учебно-воспитательного процесса; конкретные задачи в развитии личности будущего специалиста; принципы отбора и структурирования этапов обучения, личностного развития и видов активной деятельности студентов; содержание деятельности педагогов; противоречия между перспективами развития будущего технического специалиста и его настоящим состоянием; настрой студентов в выполнении перехода к новой стадии своего развития; затруднения обучаемых и разрешение противоречий учебно-воспитательного процесса на новом этапе; основные условия перехода обучаемого от одного этапа развития к другому; содержание самостоятельной деятельности студентов.
Основываясь на концепции А.А. Бодалева, мы выделяем четыре сценария культуросообразности современного технического образования: 1) индивидное развитие опережает личностное и профессиональное, отсутствуют интересы, склонности и способности к деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности, профессиональная культура не развивается; 2) личностное развитие протекает интенсивнее, чем индивидное и профессиональное, специалист бережно относится к окружающей среде, людям, материальной и духовной культуре, профессиональные достижения находятся на втором плане, профессиональная культура вступает в стадию формирования; 3) профессиональное развитие доминирует, приоритет профессиональных ценностей, погруженность в работу, профессиональная культура балансирует между деградацией и позитивным развитием специалиста; 4) гармонизация индивидного, личностного и профессионального развития.
Вершинные достижения в культуре специалиста располагаются на разных стадиях профессионального становления личности. Представленные материалы позволили обсудить механизмы преобразования культуры в мир личности и порождение в развитии личности мира культуры. Культуросообразность в современном техническом образовании задает вектор "личность - культура - культуросообразность среды - профессиональная культура специалиста".
Библиографическая ссылка
Саксонова Л.П. ПЕРСПЕКТИВЫ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С. 49-50;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22561 (дата обращения: 04.12.2024).