Уровень загрязнения окружающей природной среды в РФ снизился лишь на 12%, хотя имел место значительный спад производства (50%). При общем снижении абсолютных показателей загрязнения среды идет деэкологизация хозяйства: удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу ВВП за 1992-2004 гг. увеличились в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в 1,7 раз, водоемкость увеличилась в 1,6 раз (1).
Начало радикальной экономической реформы в нашей стране обострило вопрос об изменении роли экологического фактора в развитии общества.
Необходимо отметить, что в настоящее время Россия располагает основными видами минерально-сырьевых ресурсов, в объемах, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности внутреннего производства и населения, а также позволяющих осуществлять экспортные поставки. В структуре минерально-сырьевой базы 71% составляют топливно-энергетические ресурсы, представленные газом, нефтью, 15 % - нерудное сырье, 13 % - черные, цветные и редкие металлы (2).
В зависимости от состояния природной среды, выражающейся сочетанием и пространственным соотношением экологической ситуации разной степени остроты, специалисты выделяют семь ступеней экологической напряженности. Северо-Кавказский регион относится к районам, имеющим высокую экологическую напряженность (6-ая ступень) (3).
Практиковавшиеся десятилетиями экстенсивные методы природопользования создали ощутимые изменения в регионе: меняются пахотные земли, пастбищные угодья, лесные массивы, продолжается неуправляемая разработка полезных ископаемых и других природных ресурсов, загрязняются водные ресурсы и атмосферный воздух.
Опыт промышленно развитых стран показал, что высокий уровень потребления на индустриальной основе достигается дорогой ценой: интенсивной эксплуатацией ресурсов земли и биосферы, нерациональным использованием человеческого потенциала, нарушением равновесия между деятельностью человека и природной средой. Попытки приблизиться всему миру к стандартам потребления в развитых странах на существующей технологической основе способны углубить нарастающий системный кризис.
Принимая же меры для ускорения научно-технического прогресса необходимо сделать все, чтобы он сочетался с хозяйским отношением к природным ресурсам, не служил источником опасного загрязнения воздуха и воды, истощения земли.
Отходы же промышленности растут, выброс, которых в окружающую среду загрязняет ее, ухудшая условия существования людей. Промышленность, в свою очередь является важнейшим структурным подразделением народнохозяйственного комплекса Кабардино-Балкарской республики. Она занимает доминирующее положение - предприятия отрасли формируют до 60% общей суммы собственных доходов республиканского бюджета и возрастает с каждым этапом развития, поскольку глубже проникает во все сферы общественного производства. Сложившаяся к настоящему времени структура промышленности КБР в системе федерального разделения труда отражает как особенности сырьевой базы и исторические предпосылки развития, так и своеобразие географического положения. Важнейшими факторами, обусловливающими развитие республики, являются хороший демографический потенциал (она всегда была трудоизбыточной), богатые минерально-сырьевые ресурсы, удобное транспортно-географическое положение, благоприятные природно - климатические условия, уникальные условия для развития курортного и туристического хозяйства.
Развитие производства в регионе приводит к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу. Но вместе с тем современная техника располагает возможностью обеспечить необходимую чистоту воздуха за счет использования газоочистных сооружений и совершенствования технологии производства, но и они используются не в достаточной мере в силу их дороговизны.
За 2004 год в атмосферный воздух городов и других населенных пунктов России от стационарных источников поступило более 20 миллионов тонн загрязняющих веществ, что на 1,6% было больше, чем в предыдущем году. В целом по Южному Федеральному округу этот показатель составил 916 тысяч тонн. Рост выбросов вызван некоторым оживлением промышленного производства. В КБР всего по отраслям экономики этот показатель составил в 2004 году 2,0 тысяч тонн, в том числе, по промышленности - 1,9 тысяч тонн. Уловлено и обезврежено было 66%, 70%, 45%, соответственно, от общего количества отходящих от стационарных источников загрязняющих атмосферу веществ. Оборудование и технология, применяемые для улавливания и обезвреживания выбросов вредных веществ в атмосферу, практически не совершенствуется. В наибольшей степени загрязняют атмосферный воздух предприятия отраслей электроэнергетики, цветной металлургии и железнодорожный транспорт. В воздушный бассейн республики в 2004 году поступило твердых загрязняющих веществ 0,4 тысяч тонн, газообразных и жидких веществ 1,6 тысяч тонн. Высоким остается уровень загрязнения атмосферного воздуха в г.г. Нальчике, Прохладном, Майском. Так на одного жителя г. Нальчика приходился в начале 2004 года 4,5 кг выбросов загрязняющих атмосферу веществ.
Основными задачами в области охраны атмосферного воздуха республики является осуществление надежных мер по обеспечению экологической безопасности предприятий электронной и электротехнической промышленности, металлургии, химии, легкой и кожевенной промышленности. Кроме того, целесообразно обеспечение парка автомашин с бензиновым и дизельным топливом нейтрализаторами и приборами очистки выхлопных газов, также желательна газификация автомобилей и электрификация городского пассажирского транспорта.
Другой важной задачей является сокращение спуска неочищенных сточных вод промышленности. Объем сточных вод растет и если даже очищать их в соответствии с действующими нормативами, то количество сбрасываемых вредных веществ с течением времени будет увеличиваться. Нужны более жесткие нормативы очистки, требуются крупные ассигнования на нее. Капитальные вложения, необходимые для очистки воды, в отдельных случаях достигают 20-30% стоимости основных фондов предприятий.
В 2004 году в Кабардино-Балкарской республике было израсходовано на охрану и рациональное использование водных ресурсов 25,4 млн. руб. капитальных вложений, в 2002 году - 20,8 млн. руб. Состояние водных объектов в местах рекреации населения не на высоком уровне. Так, удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно - химическим показателям рос и в 2004 году. Он составил около 20%, а по микробиологическим показателям идет снижение по сравнению с предыдущими годами на 9,3%.
На конец 2004 года площадь нарушенных земель в КБР составляла 12,4 га, обработанных 3,1 га, рекультивированных 3,2 га. В связи с необходимостью охраны земельных ресурсов в республике целесообразно осуществить ряд конкретных мероприятий. Это - защита почв от загрязнения остатками пестицидов и минеральных удобрений, переход на экологически чистые методы обработки посевов и фруктовых насаждений, восстановление и сохранение качественных показателей высокогорных пастбищ.
Леса на территории республики уникальны. Под охотничьими угодьями в Кабардино - Балкарской республике в 2001 году было закреплено 869 тысяч гектаров, по Южному Федеральному округу - 41157 тысяч гектаров.
В порядке охраны лесных ресурсов в республике необходимо увеличить объемы лесовосстановительных работ в Баксанском, Чегемском и Черекском ущельях, а также в районах с засушливым климатом, к которым относятся Майский, Прохладненский и Терский.
Естественно, экономическое развитие невозможно без каких-либо изменений в окружающей среде. Главное в том, чтобы неизбежные изменения не сопровождались не только чувствительными, но особенно катастрофическими, последствиями. Факты нерационального природопользования отчасти можно объяснить отсутствием экономических стимулов к бережному использованию природных ресурсов. Более того, отдельные предприятия могут нерационально использовать природные ресурсы: не полностью вырабатывать месторождения полезных ископаемых, сбрасывать в источники недостаточно очищенные или полностью не очищенные сточные воды и т.д. Бесплатность природных ресурсов порождает потребительское к ним отношение, иное, чем к основным фондам, за которые приходится вносить плату. Таким образом, экономические интересы предприятия в использовании природных ресурсов пока еще не совпадают с интересами общества. Однако пренебрежение природоохранными мероприятиями, нерациональное использование природных ресурсов не могут быть никак оправданы с народнохозяйственных позиций региона.
Исходя из всего сказанного, правомерной является проведение работ по разработке комплексных планов, где проблемы использования естественных ресурсов и охраны окружающей среды решаются взаимосвязано, с позиций единых народнохозяйственных требований. При этом учитывается, что затраты экологического назначения выполняют и экономические и социальные функции.
Чаще всего экологические затраты являются региональными, поскольку нарушение природной среды зависит от конкретного комплекса размещенных на данной территории производств, а отрицательное воздействие таких нарушений испытывают все население региона и трудовые коллективы производственной и непроизводственной сфер региона. Региональность включает не только состояние природных ресурсов и экологическую обстановку, но и экологический опыт населения и т.д. Между тем нередко природоохранное планирование ограничивается набором отдельных мероприятий, включающих те или иные объекты региона. На региональном уровне в сфере охраны природы целесообразно выделить три основные взаимосвязанные задачи:
- обеспечение удовлетворения текущих и будущих потребностей хозяйства региона в энергетических, водных, земельных и других видах природных ресурсов;
- борьба с загрязнением окружающей среды с целью достижения нормативного состояния;
- обеспечение динамического равновесия между естественными и антропогенными компонентами единого природного комплекса.
Изменения в окружающей природной среде в настоящее время протекают очень быстро. Они отражаются на развитии социально - экономического потенциала, прогнозирование и планирование которого требует экологической информации соответствующей полноты и точности. В связи с этим значительной информационной помощью на перспективу могла бы быть периодически проводимая эколого - географическая экспертиза природной среды региона с целью обеспечения социально-экономического планирования соответствующими данными. Кроме того, необходимо постоянное обеспечение населения республики достоверной информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве пищи и питьевой воды. Также целесообразно провести ряд мероприятий по экологизации общественного сознания населения, формированию системы экономического просвещения и образования.
В настоящее время экологическая политика в регионе объективно и необходимо должна включать следующие направления:
- введение системы платного природопользования по всем видам природных ресурсов;
- перевод службы экологической экспертизы проектов строительства и хозяйственной деятельности на платную основу;
- пересмотр нормативов вредных выбросов в окружающую природную среду и ужесточение ставок платежей за ее загрязнение с учетом сложившегося уровня инфляции;
- формирование рынка экологических услуг и работ;
- экономическое стимулирование средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсо - и энергосбережения;
- внедрение экологической техники и технологии, решение конкретных природоохранных проблем и задач;
- создание мониторинга по основным компонентам окружающей природной среды;
- организация сети сейсмического наблюдения и прогнозирования;
- реализация схемы инженерной защиты территории республики от опасных геологических процессов.
В итоге отметим, что общество экономически прямо и сознательно не заинтересовано в удорожании продукции в силу повышенных затрат во имя охраны природной среды. Экономико-экологический же аспект проблемы состоит в сохранении разумного равновесия между материальным производством и природой. Исходя из этого, охрану природных условий, следует принимать в смысле сохранения и возможности длительного использования природной среды для развития производства и для жизни последующих поколений.
Практика показывает, что само по себе экологическое законодательство - всего лишь статика механизма управления природопользованием и охраной природы. Чтобы стать динамикой и перейти из формального права в реальную жизнь, этот механизм должен работать через аппарат государственного управления. При этом эффективность его работы зависит от уровня деятельности специально уполномоченных органов по управлению природопользованием и охране окружающей среды, от материально-технического и финансового обеспечения природоохранительных мероприятий, от общей исполнительской дисциплины субъектов правоотношений и состояния экологической культуры в обществе (4). В реальности существующая система государственных органов управления природопользованием и охраной среды не способна обеспечить выполнение задач по управлению природопользованием и охраной окружающей среды. Повсеместно наблюдаемая реальная низкая эффективность деятельности этих органов, очевидно, вызвана регулярным на протяжении 1991-2004гг. недофинансированием и низким уровнем материально-технического обеспечения соответствующих органов. Обычными структурными и организационными преобразованиями в системе органов управления эти задачи не решить. Необходимо изменение государственной политики природопользования и охраны природы в направлении обеспечения приоритетности интересов большинства граждан. Тогда система государственных органов управления будет востребована в качестве инструмента такой политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Научные основы стратегии устойчивого развития РФ. М. Издание Государственной Думы РФ. 2002. С. 58-60.
- Регионы России. Госкомстат РФ. М. 2004. С. 176.
- Гостев Р.Г., Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социально-экологические императивы выживания. Россия в 21в. М., 2003. с. 15.
- Петров В.В. Экологическое право России. М., изд-во БЕК, 1999. с. 80-96.
Библиографическая ссылка
Чеченов А.А., Калов З.А., Казанчева Х.К. О ПРОБЛЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ КБР // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С. 24-27;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22539 (дата обращения: 04.12.2024).