Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ И СБЕРЕЖЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА

Филькин Н.М. Мельников А.С.
Непрерывный рост количества эксплуатируемых автомобилей в мире наряду с положительными моментами, связанными с развитием промышленности, улучшением сферы бытового обслуживания и условий жизни населения и т.п., породил серьезные глобальные проблемы, к которым относятся: многочисленные дорожно-транспортные происшествия (ущерб в России составляет около 2,5 % от валового внутреннего продукта (ВВП)); экологический ущерб от функционирования автотранспортного комплекса России по разным источникам достигает 2-3 % ВВП (на долю автотранспорта приходится более 70 % от общей массы выбросов загрязняющих веществ, большая часть которых связана с загрязнением атмосферного воздуха); большие объемы потребляемого углеводородного топлива автотракторным комплексом, которое не восполняется в природе (по мнению различных экспертов запасов нефтегазового топлива в мире при современных объемах потребления осталось на 25-40 лет). Все это может привести к необратимым процессам на планете [1].

В настоящее время в качестве перспективного направления мирового автомобиле- и тракторостроения для решения проблем экологии и более рационального потребления углеводородного топлива следует признать создание комбинированных (гибридных) энергосиловых установок (КЭСУ), состоящих из тепловых и электрических двигателей [1, 2, 3]. Гибридные энергосиловые установки позволяют более эффективно использовать электрическую и механическую энергии при выполнении заданного объема работ, что позволит обеспечить запас по времени для создания альтернативного типа энергии, например, водородного топлива.

Наряду с достаточно хорошими результатами, полученными на экспериментальных образцах автомобилей в нашей стране [2, 4], проведенные работы по созданию КЭСУ позволили выявить ряд проблем, которые необходимо решить при доведении разработанных конструкций до серийного производства:

  • создание (проектирование, конструирование, разработка технологической оснастки и производство) специального эффективного электродвигателя переменного тока, предназначенного для работы в составе КЭСУ автомобилей, т.к. в настоящее время подобные электродвигатели в нашей стране не производятся;
  • создание элементной базы и специализированных фирм по разработке и производству электронных систем управления работой КЭСУ в составе автомобиля;
  • разработка и организация производства более эффективных накопителей электрической энергии в электрохимической промышленности, подобных накопителям, используемым иностранными фирмами, например, никель-гидридные, никель-кадмиевые аккумуляторные батареи и т.п.;
  • разработка специальной конструкции автомобиля, оборудованного КЭСУ: кузов, шасси, электрооборудование и др.;
  • создание специального маломощного экономичного двигателя с расчетными мощностными параметрами и характеристиками;
  • привлечение государственных органов для координации и поддержки данного перспективного направления - создание экономичных малотоксичных транспортных машин с комбинированными энергосиловыми установками (такая поддержка осуществляется во многих странах, например, Япония, США и др.).

В настоящее время по данному перспективному направлению работают практически все ведущие автомобильные компании мира. Как показывает практика, расход топлива у такого типа машин уменьшается до 40-50 % при одновременном уменьшении выбросов токсичных веществ до 60 %.

Список литературы

  1. Титков А.И. Основные направления развития принципиально новых автомобильных силовых установок//Официальный бюллетень Ассоциации автомобильных инженеров России. - 2005. - № 3 (32). - С. 28-32.
  2. Блохин М.В., Кондрашкин А.С., Филькин Н.М. Разработка и экспериментальные исследования легкового автомобиля с гибридной силовой установкой//Официальный бюллетень Ассоциации автомобильных инженеров России. - 2001. - № 3 (11). - С. 39.
  3. Умняшкин В.А., Филькин Н.М. Анализ выполненных работ, перспектив и проблем создания гибридных автомобилей в России//Аннотированный сборник докладов по подпрограмме 205 "Транспорт" Научно-технической программы Минобразования РФ "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники". - М: МАИ, 2003. - С. 133-134.
  4. Кондрашкин А.С., Филькин Н.М., Мезрин В.Г., Сальников В.Ю. Легковой автомобиль с гибридной силовой установкой. Результаты экспериментов//Автомобильная промышленность - 2001. - № 11. - С. 9-10.

Библиографическая ссылка

Филькин Н.М., Мельников А.С. ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ И СБЕРЕЖЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 1. – С. 52-53;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22329 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674