Целью исследования явился анализ физиологического, психологического, социального состояния детей с нарушениями функции речи и их здоровых сверстников. В исследовании были использованы стандартные методики: определяли физическое развитие детей 6-7 лет, соответствие паспортного возраста биологическому, работоспособность, их отношение к школе, вычисляли индекс Робинсона, адаптационный потенциал в группах детей с нормальным уровнем развития, и с нарушением функции речи в детском саду и школе.
Данная возрастная группа отличается, во-первых, своеобразием возраста - продолжающимися процессами интенсивного роста и развития. В отличие от своих сверстников, страдающих нарушениями функции речи, дети без речевых отклонений (контрольная группа) имели значительно худшее физическое развитие: среди них встречалось на 30% меньше детей имеющих гармоничное развитие. Это можно связать с тем, что за детьми с нарушениями функции речи больше следят, их физическому развитию уделяется большее внимание, а наполняемость групп - меньше. При этом они имеют более мягкий режим дня, чем у детей без речевых нарушений. У 80% детей с нарушениями речевой функции речь не плавная, спастичная, при беседе дети чувствуют себя неуверенно, ощущается гиперопёка взрослых. У всех 100% детей данной группы и у 30% детей контрольной группы наблюдается негативное отношение к школе (лёгкое беспокойство, нежелание говорить на эту тему), так как их пугают школой. Однако благодаря многочасовым занятиям в логопедической группе, многие из детей группы были зачислены в лицейские классы.
Ценным критерием энергопотенциала ребёнка являются резервы сердечно-сосудистой системы. Поэтому после определения физического развития оценивалось состояние сердечно-сосудистой системы с помощью индекса Робинсона (чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности сердечно-сосудистой системы и уровень соматического здоровья ребёнка). Анализ полученных результатов показал, что у детей 6-7-лет контрольной группы показатель ДП у 100% средние как у девочек, так и у мальчиков, среди них не встречается ни одного ребёнка с «наихудшими» величинами - высокими и выше среднего. В логопедической группе картина совершенно иная у 50% детей наблюдаются показатели выше среднего и высокие, что отражает значительно худшие показатели состояния соматического здоровья. Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее количество детей с высоким «наихудшим» ДП встречается у детей логопедической группы. Так как данный показатель в большей степени характеризует тотальные размеры тела, он также отражает физическое развитие детей 6-7- лет. Состояние здоровья, которых ухудшилось и отражает процесс децелерации физического развития, отмечающийся в настоящее время в России.
При расчёте адаптационного потенциала у 100% детей обеих групп наблюдается удовлетворительная адаптация, что отражает достаточно высокие функциональные возможности организма детей 6-7 лет. Полученный материал имеет.
При оценке умственной работоспособности методом дозированной во времени корректурной пробы оказалось, что она в 2 раза выше у детей контрольной группы, особенно по показателям коэффициента продуктивности работы (Q) и коэффициенту подвижности нервных процессов (К).
Поступление в школу часто оказывается трудным для психологически не подготовленных к этому изменению в их жизни. При напряженной умственной работе, которая наблюдается в лицейских классах, у детей часто возникают «школьный стресс», «школьный шок», «школьный невроз». Трудно сказать, смогут ли в дальнейшем наши первоклассники выдержать нагрузку лицейского класса, так как их биологический возраст отстаёт от паспортного на два и более года. Материал подвергнут статистической обработке, и является достоверным.
Библиографическая ссылка
Белова О.А., Якушина Е.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНОЙ И НАРУШЕННОЙ ФУНКЦИЕЙ РЕЧИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 6. – С. 79-80;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22238 (дата обращения: 21.11.2024).