С целью установления прочных связей с государствами Среднего Востока Германия уделяла большое внимание укреплению своих позиций на мировых коммуникациях, ведущих к этому региону. Именно с этой целью был разработан грандиозный проект создания авиалинии Берлин - Кабул.
Вопрос о создании авиалинии вновь был поднят в 1936 г. 7 июля 1936 г. немецкий самолет доставил германскую воздушную миссию в Тегеран, где состоялось обсуждение проблемы организации авиасообщения с высокопоставленными иранскими чиновниками. В этот же день в одной из местных газет появилась статья, в которой прославлялась мощь германского воздушного флота [1, ф. 94, оп. 20а, п. 121, д. 3, л. 11].
Не ограничиваясь встречей с иранским руководством, германская воздушная миссия явилась вместе с германским посланником в Тегеране Г. Смендом с визитом в посольство Афганистана. Затем германская миссия направилась в Кабул. В Афганистане германские летчики пробыли почти три недели, совершив за это время полеты во все пограничные районы Афганистана [2, с. 407].
Полеты 1936 г. имели цель выяснить метеорологические и другие условия для создания авиалинии. Уже во второй половине этого года шестиместные «Юнкерсы» стали совершать полеты вдоль ваханского коридора и афгано-китайской границы. Еженедельные полеты начались в следующем 1937 г. В течение осени два больших трехмоторных самолета фирмы «Люфтганза» стали совершать регулярные полеты из Берлина в Кабул [3, p. 253].
В 1938 г. правительства Ирана и Афганистана приняли предложение Германии об организации авиалинии, в результате чего 1 апреля 1938 г. компания «Люфтганза» открыла воздушную линию Берлин - Афины - остров Родос - Дамаск - Багдад - Тегеран - Мешхед - Кабул. Впоследствии воздушное сообщение предполагалось расширить через Синьцзян на Восточный Китай и Японию [1, ф. 071, оп. 21, п. 118, д. 2, л. 72].
Открытие авиалинии Берлин - Кабул имело не столько коммерческие, сколько политические цели, ибо экономически она так и не смогла себя окупить. Сознательно идя на экономические издержки, Германия рассчитывала использовать иранские аэродромы и базы для своих военно-воздушных сил в будущей войне против Советского Союза и Великобритании. Таким образом, создание авиалинии Берлин-Кубул стало еще одним шагом по завоеванию гитлеровцами мирового господства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ).
- Документы внешней политики СССР. Т. 19. М., 1974.
- Fraser-Tytler W.K. Afghanistan. A Study of Political Developments in Central and Southern Asia. London, 1967.
Библиографическая ссылка
Оришев А.Б. ГЕРМАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВОЗДУШНОГО СООБЩЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ: К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ АВИАЛИНИИ БЕРЛИН – КАБУЛ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 30-31;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22048 (дата обращения: 21.11.2024).