Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ КАРДИО- И ГЕМОДИНАМИКИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В ПОКОЕ И ПРИ ОРТОПРОБАХ ПРИ ЗАНЯТИЯХ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ

Ненашева А.В. Аминов А.С.
Исследования, выполненные на подростках и юношах с помощью диагностирующей системы «Кентавр» в положении лежа и при ортопробах выявили адаптивные изменения ЧСС, САД, ИН, ДАД, ФП, ФИ (Р<0,05-0,001). Представляем специфические особенности изменений кардио- и гемодинамики у девочек и девушек 5-9-х классов (табл. 1).

Таблица 1. Динамика показателей кровообращения у девушек (n=23 в каждом классе)

Показатели

 

Классы

ФИ,

мл/с

ФП,

мл/с

ФП/ФИ,

усл. ед.

УО, мл

МОК, л/мин

Хитер-индекс

ЧСС,

уд/мин

ИН, усл. ед

САД,

мм рт. ст.

5 класс

М

m

 

М

m

Р

268,8 1,11

83,8 0,62

0,312 0,02

59,40

1,12

4,95 0,29

18,32 0,31

83,3 0,69

74,9 3,29

102,4 0,98

Ортопроба

223,9 1,2 <0,001

102,3 0,29 <0,001

0,454 0,06 <0,05

42,93 0,78 <0,001

3,42 0,07 <0,01

16,98 0,49 <0,05

96,2 0,88 <0,001

121,3 4,56 <0,001

115,3 0,99 <0,01

6 класс

М

m

 

М

m

Р

266,3 0,99

85,4 0,72

0,321 0,03

61,92

1,21

4,22 0,09

16,88 0,32

79,48 0,98

68,5 2,98

105,6 1,00

Ортопроба

219,9 1,21 <0,001

90,8 0,68 <0,01

0,413 0,04 >0,05

47,90

0,98 <0,01

3,82 0,08 <0,001

14,99 0,23 <0,001

92,10 0,99 <0,001

89,3 3,42 <0,001

117,6 1,4 <0,001

7 класс

М

m

 

М

m

Р

265,4 1,05

85,02 0,56

0,320 0,02

65,04

1,27

4,82 0,07

16,73 0,26

74,14 0,50

62,42 1,63

118,5 1,04

Ортопроба

213,7 1,40 <0,001

105,3 0,24 <0,001

0,496 0,50 <0,05

46,92 0,88 <0,01

3,82 0,08 <0,001

15,50 0,98 >0,05

81,42 0,86 <0,001

99,92

4,5 <0,05

121,6 1,31

<0,01

8 класс

М

m

 

М

m

Р

256,5 1,47

96,45 1,21

0,445 0,14

62,04 2,11

4,27 0,05

14,21 0,44

72,20 1,25

59,77 2,50

112,1 0,98

Ортопроба

203,03 0,63 <0,001

128,75 0,55 <0,001

0,634 0,13 <0,01

36,75 0,43 <0,05

3,22 0,03 <0,001

12,21 0,29 <0,05

86,50 1,40 <0,01

47,82 1,90 <0,001

127,2 1,03 <0,05

9 класс

М

m

 

М

m

Р

254,9 1,39

197,9 1,28

0,423 0,02

64,01 2,26

4,33 0,25

13,29 0,41

67,66 1,22

60,03

2,04

120,2

1,02

Ортопроба

201,02 0,61 <0,001

130,9 0,98 <0,001

0,651 0,03 <0,01 .

39,04 1,23 <0,001

3,46 0,22 <0,01

11,31 0,36 <0,01

88,2 1,24 <0,001

46,9 1,98 <0,01

126,2 1,10 <0,05

Наши исследования проводились в активные периоды фаз предпубертатного и пубертатного развития. На этом фоне наблюдались чрезвычайные изменения на ортостаз. Действительно, возраст 11-16 лет является периодом проявления «бурь и страстей». Можно констатировать, что ортостатическая проба дает достаточно обширную информацию о состоянии нейрогуморальной регуляции системы кровообращения. Надо полагать, что ортостаз является естественным явлением в жизни учащегося. Однако в подростковом возрасте ускорение процессов роста организма нередко приводит к неравномерному развитию сердца и сосудов. Емкость полостей сердца может увеличиваться намного быстрее, чем просвет клапанных отверстий и магистральных сосудов. В аспекте изучения сократимости миокарда полученные данные Хитер-индекса свидетельствует о наиболее высоких значениях в возрасте 11-15 лет. Лишь в 9 классе показатели XI приблизились к физиологическому уровню взрослых. Аналогичная тенденции наблюдалась и у подростков с 11 до 14 лет.

Таким образом, систематические занятия в ФОКах физическими нагрузками преимущественно аэробной направленности повышают адаптивные возможности организма, в том числе ортостатическую устойчивость.


Библиографическая ссылка

Ненашева А.В., Аминов А.С. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ КАРДИО- И ГЕМОДИНАМИКИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В ПОКОЕ И ПРИ ОРТОПРОБАХ ПРИ ЗАНЯТИЯХ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5. – С. 106-107;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22019 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674