В частности, при приеме в высшие учебные заведения используются тесты, определяющие интеллектуальные способности абитуриентов типа: MMPI, Kettel, «Бланк профессиональных интересов», АСПД, АИПС, АСПА, АСМАС и др. Анализ указанных систем показывает, что они ориентированы в основном на определение общего интеллектуального потенциала, не давая рекомендаций по выбору направления обучения в конкретном учреждении с учетом прогноза психофизиологических затрат (приобретения заболеваний в процессе освоения выбранной специальностью) и оценками успешности овладения соответствующими знаниями и навыками.
Синтез решающих правил прогноза успешности обучения предлагается осуществлять по следующим этапам.
- Определяют специальности, для которых предполагается решение задач прогнозирования успешности обучения, и формируется группа экспертов для отбора тестовых заданий.
- Строятся функции принадлежности успешности обучения для студентов выбранных специальностей по тестам - мотивационным, основных психических свойств и профориентации.
- Осуществляется синтез решающих правил в виде итерационных моделей расчета коэффициентов уверенности в успешности обучения.
- Проверяется адекватность полученных решающих правил путем расчета эффективности их применения на экзаменационной выборке и в случае неудовлетворительной статистической достоверности осуществляется дополнительная коррекция батарей тестов с возвратом к п. 2. Определяются классификационные пороги значений полученных в п.3 коэффициентов прогноза успешности обучения для классов: «неблагоприятный прогноз», «удовлетворительное обучение», «хорошая успеваемость» - коэффициенты μH(F), μy(F), μx(F).
- Изучаются истории болезней абитуриентов, и определяется список наиболее характерных заболеваний
- Синтезируются решающие правила для дозонологической диагностики выбранных классов заболеваний (например, по реакции биологически-активных точек при определенной нагрузке)..
- Строится система функций принадлежности к заданному списку заболеваний. Определяется общая уверенность в заболеваниях ωl при обучении по специальности j.
На этапе разработки автоматизированной системы поддержки принятия решений о профориентации создается пакет программ - «блок синтеза решающих правил», с помощью которого были получены определенные решающие правила прогноза успешности обучения, правильности выбора образовательной траектории и возможных психофизиологических затрат в процессе обучения. Была сформирована база психологических тестов для построения правил прогноза правильности выбора специальности. Совместно со специалистами-медиками для наиболее распространенных заболеваний формируется система рекомендаций по коррекции состояния здоровья тестируемого.
Таким образом, в рассматриваемой автоматизированной системе на этапе решения задачи профориентации абитуриенту предъявляется система тестовых заданий (из базы тестов), позволяющая оценить профессионально значимые показатели его психического и психологического состояния. По результатам тестирования «блок прогноза правильности выбора специальностей» осуществляет прогноз успешности обучения по различным специальностям на основе полученных ранее решающих правил.
Для определения физиологических затрат на процесс обучения с помощью «блока съема ЭФП» у абитуриента регистрируются электрофизиологические показатели, которые затем через «базу данных ЭФП» передаются в «блок прогноза физиологических затрат и диагноза заболеваний». По разнице значений ЭФП до и после тестирования указанный блок осуществляет формирование текущего диагноза при наличии заболевания и прогноз по возможным физиологическим изменениям, которые могут появиться у абитуриента в процессе обучения.
На основании информации, поступаемой с указанных блоков прогноза, системой вырабатываются предложения по выбору образовательной траектории с учетом физиологических затрат и формированием рекомендаций по коррекции состояния здоровья.
При выборе образовательной траектории абитуриенту предлагается в процессе собеседования или самостоятельно пройти формализованное тестирование по исследованию психологических, психических и физиологических характеристик, способностей и склонностей к освоению определенных наук и специальностей. В процессе проведенных исследований было выявлено, что наиболее оптимально психологическое тестирование осуществляется с помощью трех известных тестов: Айкю, Люшера, «Неизвестное животное». Здоровье абитуриента предлагается оценивать с помощью следующих «измерителей»: ИФИ - индекса функциональных изменений (по Баевскому Р.М.), характеристикам БАТ, информации, указанной в медицинских документах. Психические характеристики регистрируются автоматически с помощью специальных тестов (реализованных в специально разработанной автоматизированной подсистеме) - регистрируются показатели: селективности, устойчивости, переключаемости внимания, поиска сигнала в шуме, опознания, воспроизведения числового ряда, определения отсутствующей цифры, оценки величины геометрических размеров, эффективности манипулирования образами.
Анализ историй болезней студентов (КурскГТУ), обучающихся на специальностях строительного, приборостроительного, машиностроительного, экономического и юридического направлений, показал, что наиболее распространенными являются заболевания ССС - класс ωc и ЖКТ - класс ωж.
По результатам экспериментальных исследований были сформированы наборы валидных тестов, рекомендованных к использованию в качестве нагрузочных по различным направлениям обучения - см. Таблицу 1.
Таблица 1. Нагрузочные тесты по направлениям обучения
№ п/п |
Направление обучения |
Нагрузочный тест |
1 |
Экономическое |
Селективность внимания, переключаемость внимания, восстановление пропущенной цифры, «Неизвестное животное» |
2 |
Строительное |
ИФИ (по Баевскому Р.В.), селективность, переключаемость, «Неизвестное животное», тест Люшера |
3 |
Машиностроительное |
Селективность, переключаемость, воспроизведение внимания, «Неизвестное животное» |
4 |
Приборостроительное |
Селективность, переключаемость, воспроизведение, устойчивость внимания, тест Люшера |
5 |
Юридическое |
Селективность, устойчивость, воспроизведение пропущенной цифры, тесты Люшера и «Неизвестное животное» |
Информация по указанным характеристикам состояния испытуемого регистрировалась в течение 5 лет по окончании учебного года и в момент поступления в ВУЗ у студентов различных специальностей, и формировался коэффициент правильности выбора специальности - Кпвс. Значение данного коэффициента предлагается рассчитывать следующим образом. Будем считать, что абитуриент правильно выбрал специальность, если он:
- работает в том же направлении после окончания ВУЗа - 8 баллов,
- работает в том же направлении во время учебы - 9 баллов,
- агрессия по мере обучения значимо не увеличивается - 6 баллов,
- психические характеристики не ухудшаются более чем на 10% - 5 баллов,
- учеба значимо не ухудшается - 7 баллов.
Численное значение баллов получено в результате опроса экспертов. На этапе обучения, «отслеживая» студента по указанным позициям рассчитывается средневзвешенный показатель А, по которому оценивается Кпвс.
Кпвс= |
0 - «неправильный выбор» , если А≤0,384 |
|
0.5 - «возможно правильный», если 0,384<А≤0,62 | ||
1 - «правильный выбор» , если A>0,62,где , где Ki - количество баллов по i-му пункту. |
После окончания обследования абитуриенту выдается информация-рекомендация в виде:
Уважаемый ________________________Согласно Вашим интелектуально-психо-соматическим характеристикам по основным направлениям обучения в нашем университете Вам рекомендуется направление ________________. В целом Ваши классификационные коэффициенты по направлениям таковы:
Подпись ответственного лица ____________________________________ |
Результаты верификации разработанных полученных и примененных решающих классификационных правил следующие. По прогнозу успеваемости эффективности составили для классов: «неблагоприятный прогноз» - 74±5%, «удовлетворительное обучение» - соответственно - 81±9%, «хорошая успеваемость» - соответственно - 72±8%
В целом, проведенные исследования показали, что:
- отобранные методики тестирования психических характеристик достаточно адекватно (статистически значимо) связаны как с интегральными характеристиками - «средний балл» и ИФИ (по Баевскому), так и с возможностью возникновения в процессе обучения и(или) присутствия заболеваний ЖКТ и ССС;
- доминируют в основном разновидности гиперболических и логистических структур математических моделей связи коэффициента правильности выбора специальности с результатами нагрузочных тестов;
- показатель ИФИ (по Баевскому) у приборостроительных и машиностроительных специальностей примерно на 15-20% выше, чем у экономических;
- «селективность» внимания у машиностроителей и «переключаемость» у экономистов в среднем на 10-15% лучше, чем у остальных специальностей; «воспроизводимость» у приборостроителей в среднем хуже остальных на 20-25%.
Таким образом, оценка возможных психофизиологических затрат в процессе обучения при работы с будущим абитуриентом (в школе) позволяет не только правильно ориентировать его на выбор определенной образовательной траектории, но и управлять его подготовкой к приобретению им выбранной специальности путем проведения соответствующих профилактических мероприятий по развитию определенных психических и психологических качеств и укрепления здоровья.
Библиографическая ссылка
Артеменко М.В., Головко И.Н., Кореневский Н.А ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ АБИТУРИЕНТА С УЧЕТОМ ПРОГНОЗА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРАТ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5. – С. 41-44;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21950 (дата обращения: 21.11.2024).