Задачей научного поиска в этом вопросе является разработка образовательных медицинских технологий, которые бы были автономными от кадрового потенциала кафедр. Речь идет об педагогическом автопилоте педагогики на высоком научном уровне. Для этого необходим в каждом коллективе мощный лидер с большим собственным научным багажом и сотрудники, готовые этот потенциал внедрить в учебный процесс.
На нашей кафедре в учебный процесс внедряются 30 оригинальных патентов и изобретений, 130 рационализаторских предложений, более 300 научных работ, 11 монографий, оригинальные компьютерные программы, новые методы и устройства в оперативной хирургии и топографической анатомии. Все это осваивается студентами на практических занятиях и лекциях, в экспериментальных операционных и судебно-медицинском морге на нефиксированных трупах. Студенты вовлекаются в изобретательскую и рационализаторскую работу, как во время учебного процесса, так и на экзаменах. В частности, экзаменационными вопросами являются конкурс идей по специальности, новое в оперативной хирургии и топографической анатомии, связь топографической анатомии и оперативной хирургии, графы логических структур, кафедральные изобретения, рационализаторские предложения, монографии и др.
Большое значение в образовательных технологиях заснимают лекции. Дискуссии по этому вопросу не утихают. Крайние точки зрения связаны с преувеличением формы или содержания лекций. В самом деле, нельзя сказать, что Нобелевские лекции проходят на уровне мхатовских спектаклей, однако интерес к ним велик у, если так можно выразиться, интеллектуальной части общества. Люди в различных странах мира должны понимать, что нет ничего более важного для них лично, чем здоровье, проблема жизни, научное обоснование предсказания будущего и эффективная борьба с многочисленными внешними и внутренними угрозами человечеству. Если принять эту концепцию за эталонную, то лекции по оперативной хирургии и топографической анатомии должны в полной мере отвечать этим требованиям. Важно создать атмосферу причастности слушателей к поднимаемым вопросам и полному или частичному решению их здесь и сейчас. Мало бегать по сцене с флагом, изображая биоманекен Станиславского и слышать из зала верю или не верю! . Алгоритм лекций должен включать - почему здесь лектор и аудитория, что хотят они сотрудничать, противоборствовать, спать, бояться друг друга и пр. Лектор погружает аудиторию в ту или иную проблему, используя весь свой научный потенциал, артистические способности, демонстрационные материалы. Важно обратить внимание на методологию добычи знаний. Если лектор, входя в научно-педагогический раж, не придумает что-либо новое и полезное это пустая лекция. Конечно, это противно делать за 2-3 доллара, но что делать, раз назвался груздем . Практические занятия должны быть построены так, чтобы преподаватель ни в коем случае не мешал учиться студентам. Опытный педагог сразу отдифференцирует студентов, которые могут научиться ипичным оперативным приемам и таких, которые этого не хотят. В этом плане хороши такие безразличные, равнодушные методы программированного контроля, как компьютерная диагностика знаний студентов, а далее необходима вполне выраженная мотивация обучения - это и является задачей преподавателя. Сотрудничество преподавателя со студентами ничего общего не имеет с дедовщиной - это вполне равноправные партнерские отношения на устной договорной основе. Продуктом этих отношений является повышение рейтинга студентов, новые рационализаторские предложения, различные учебно-методические пособия и др. Если нет вопросов у студентов к преподавателю, то практическое занятие, считай, пропало. Хорошо бы ряд практических занятий построить по принципу вопросов и ответов, но в равномерной прогрессии. Не только студенты задают вопросы преподавателю, но и наоборот. При этом следует сразу оговориться нет глупых вопросов, есть глупые ответы. В этом плане на кафедре имеется опыт различных, деловых игр, например, по типу "Что? Где? Когда?" . Каких только мы не наслушались стихотворений и песен про топографическую анатомию и оперативную хирургию. Здесь и В. Шекспир и В. Высоцкий, Л. Толстой и Р. Ролан и т.д. А сколько загадок, пословиц, оказывается, скрыто в нашем предмете?! Другими словами, задача руководителя использовать индивидуальные способности преподавателей, а те, в свою очередь, энтузиазм студентов. Мы специально, в связи с широкой аудиторией не останавливаемся на сугубо профессиональных частных вопросах образовательных технологий, однако учебная апробация нашей технологии с немедленным внедрением оригинальных жареных научных данных в учебный процесс позволило обеспечить рост числа средне - успешных студентов с 23,8 до 53,6% за счет уменьшения числа слабо - успешных с 52,4 до 25,0%.
Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (15-20 марта, 2004 г.)
Библиографическая ссылка
Сигал З.М., Никифорова А.Н., Золотарев К.Е., Гусев В.К. Ремняков В.В. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 3. – С. 118-119;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21848 (дата обращения: 03.12.2024).