По данным института авиационной и космической медицины, следует, что до последнего времени мало обращали внимания на экологическую значимость авиационного шума, особенно для населения, проживающего в близи крупных гражданских и военных аэропортов. В худших акустических условиях находятся авиационные специалисты, ведущие техническое обслуживание самолетов и проживающие на территории, прилегающей к аэродромам. Наиболее полная оценка реальной акустической нагрузки могла быть проведена лишь с использованием концепции суточной дозы шума с обязательным определением величин доз не только в период работы на авиационной технике, но и в часы отдыха и сна. Проведенные по единой методике изучения доз шума на аэродромах вовремя работы, а также в квартирах во время отдыха и сна показали, что в указанные периоды превышения санитарных норм шума достигает до 350- 5- 100 доз соответственно. В литературе по проблеме «шум и сон» приводятся данные о значительном отрицательном влиянии «ночного шума» на ряд важных функций организма. Однако, до настоящего времени недостаточно учитывалось воздействие авиационного шума на людей проживающих в жилых массивах, расположенных вблизи действующих аэродромов, различной ведомственной принадлежности, особенно в ночное время, когда уровень шума, превышал санитарные нормы (30 дБ). Это прежде всего касается жителей г. Иркутска. Далеко не полностью исследованы отрицательные медико биологические воздействия шума как экологически значимого фактора.
Некоторые из действующих на территории нашей страны аэродромов были построены сравнительно давно и вследствие расширения границ городов, где они находятся, оказались в жилой зоне. К числу таких аэропортов относится Иркутский, не имеющий не какой санитарно-защитной зоны и находящийся прямо в черте города. Его взлетно-посадочная площадка расположена в 500 м от жилых ближайших одноэтажных деревянных домов.
Согласно существующей методике, нами произведено 843 измерения шума на улицах в 500-1000 м от аэропорта и 676 измерений внутри квартир домов, расположенных на них. Результаты наблюдений показывают, что шум самолетов, совершающих взлет и посадку, зависит главным образом от того, каким источником он создается. Исследования уровней шума, возникающего на территории жилой застройки в результате наземной работы авиационных двигателей, проводилось в 30 разных точках, приблизительно на одинаковом расстоянии от эксплуатационных сооружений. Было произведено 153 измерения. Под влиянием наземной работы самолетных двигателей уровень звукового давления на территории жилой застройки значительно выше допустимого . максимум его имеет почти такое же цифровое значение, что и максимальная величина транспортного шума на магистральных улицах крупных городов. Определение шума внутри квартир (181 измерение) показало, что при наземной работе самолетов уровень его в жилых помещениях довольно высокий и составляет в среднем летом при открытых окнах 90 дБ, при закрытых 83 дБ, а зимой 69 дБ.
Для исследования уровней шума в зоне жилого района при взлете и посадки самолетов, было выбрано 7 точек, которые располагались под трассой полета на расстоянии 800-1000 м от конца взлетно-посадочной полосы. Очень большая интенсивность шума отмечается при взлете самолетов, несколько меньшая - при их посадке.
Результаты замеров интенсивности шума внутри квартир (157 измерений) свидетельствуют о том, что под влиянием шума при взлете уровень звукового давления в жилых помещениях по сравнению с тем, который вызывается наземной работой самолетов, увеличивается летом, при открытых окнах в среднем на 27-30 дБ, при закрытых 19-22 дБ, а зимой на 17-21дБ. Наблюдается сильная вибрация ограждающих конструкций жилых зданий из-за большой интенсивности звукового давления, создаваемого при взлете самолетов над зоной жилой застройки. Определенно время его воздействия в ряде населенных пунктов на разном расстоянии от аэродрома. Измерения проведены в 40 точках, расположенных под трассой полета на расстоянии 500-15000 м от конца взлетно-посадочной полосы.
Наибольший уровень звукового давления создается при взлете турбореактивного самолета, несколько меньший - при взлете турбовинтовых самолетов. Однако, время воздействия шума, создаваемого турбореактивным самолетом, во всех случаях оказалось гораздо меньше того же показателя в отношении самолетов турбовинтовых. Это объясняется, по видимому, скоростью движения на взлете и высотой полета, также акустической характеристикой каждого типа самолетов. Значительное увеличение времени звучания всех типов самолетов в воздухе по мере удаления их от аэродрома обусловлено как заметной разницей фона вблизи взлетно-посадочной полосы и на удалении от нее в 10-15 км, так и прохождение трасс полета над водными поверхностями Ангары, ее притоков и Иркутского моря, которые служат резонаторами звука.
В связи с тем, что наиболее высокий уровень авиационного шума наблюдается при взлете, целесообразно было определить его влияние на шумовой режим жилых помещений расположенных в близи аэропорта. В качестве исследуемых объектов были взяты улицы, расположенные под трассой полета самолетов в 500-1500 м от конца взлетно-посадочной полосы. Замеры производились зимой и летом при закрытых окнах. Результаты 238 измерений показали, что уровень звукового давления летом в жилых помещениях днем и ночью очень высокий. Так, интенсивность шума в жилых помещениях днем составляет в среднем 102-113 дБ, ночью - 91-105 дБ. Зимой она снижалась днем на 3-16 дБ, ночью на 3-17 дБ. Такой широкий диапазон колебаний в уровне шума внутри помещений наблюдается потому, что исследуемые дома имели не только разную толщину стен, но и разную конструкцию оконных проемов. Это существенным образом влияло на степень проникновения авиационного шума внутрь помещений.
Опрос населения с помощью анкеты показал, что из 592 обследованных только 3% отнеслись безразлично к авиационному шуму. Остальные жители выражали жалобы на сильно раздражающее действие шума, мешающего нормальному труду и отдыху, и способствующего возникновению головной боли, нервозности и бессонницы.
В качестве мер по борьбе с шумом необходимо рекомендовать обязательную буксировку на перроне самолетов, не только идущих на взлет, но и сделавших посадку. Места стоянок самолетов должны быть удалены от жилого района на 3-4 км с устройством между ними специальных ангаров, экранирующих шум, появляющийся при опробовании двигателей. Следует строго запретить взлет самолетов над близко прилегающими к аэропорту жилыми районами, допустим взлет только в сторону, противоположную городу, где нет поблизости населенных пунктов. Наиболее же радикальной мерой по борьбе с авиационным шумом является вынос аэропорта за пределы территории города с созданием в новом районе его расположения гигиенически обоснованной санитарно-защитной зоны, создание малошумящих авиационных двигателей, оснащение старых двигателей шумоподавляющими устройствами.
Библиографическая ссылка
Некипелова О.О., Коновалова А.Н., Некипелов М.И., Шишелова Т.И. ШУМ, КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СРЕДЫ ОБИТАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 157-159;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21717 (дата обращения: 21.11.2024).