Конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе профессионального обучения в педагогических вузах, и основные направления развития системы педагогического образования обозначены в принятой Коллегией Министерства образования РФ программе развития непрерывного педагогического образования. Наиболее существенные:
- усиление взаимосвязей системы педагогического образования и потребностей общества;
- улучшение качества подготовки педагогических кадров для работы в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения в 12-летней общеобразовательной школе;
- разработка преемственных федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ различных уровней;
- обеспечение преемственности содержания педагогического образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях непрерывного педагогического образования и в общеобразовательной школе;
- разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школы; создание условий для их реализации, разработка педагогических технологий подготовки педагога к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;
- развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня информационной культуры в системе непрерывного педагогического образования; стимулирование разработки и внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров, управления и функционирования системы непрерывного педагогического образования.
Современное общественное развитие характеризуется интенсивным внедрением новых информационных технологий. Но информатизация общественных процессов не может не включать в себя информатизацию профессионального образования. Информатизация педагогического образования в особенности заключается в обеспечении учебного процесса и системы управления качеством образования теорией и практикой использования и создания информационных и коммуникационных технологий.
Информационные и коммуникационные технологии должны способствовать достижению психолого-педагогических и управленческих целей обучения и воспитания. Рассматривая внедрение новых информационных технологий в учебный процесс как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой системы организации и управления учебным процессом в университете и обеспечения контроля качества образования, следует иметь в виду, что актуальным является не столько технические, сколько организационные, социальные и профессиональные (педагогические) проблемы применения новых информационных технологий.
Успешное функционирование образовательной системы университета на современном уровне обеспечивает не преподаватель, применяющий новые технические средства в старой образовательной системе, а только преподаватель, действующий в новой образовательной системе. Т.е. применяются новые методики обучения, внедрён новый экономический механизм и новая организация труда преподавателей, предполагающая серьёзное разделение труда по созданию и применению методического обеспечению учебного процесса.
Качество педагогического образования определяется совокупностью составляющих и их оптимальным сочетанием. В совокупность составляющих качества образования входят стандарты высшего педагогического образования, научно-педагогический потенциал преподавателей, научная организация труда преподавателей и учебной деятельности студентов, современные технические средства обучения и новые информационные технологии, современное методическое обеспечение учебного процесса.
В понятие качества педагогического образования мы вкладываем социально-экономическую и психолого-педагогическую компоненты, которые определяют уровень и результат учебного процесса в целом по вузу и у отдельного студента, а также соответствие выпускаемого специалиста потребностям будущего работодателя и нашим ожиданиям в развитии профессиональной и личностной компетентности.
В рамках внутривузовской системы контроля и управления качеством образования необходимо сформировать совокупность показателей качества и эффективности образования, характеризующих уровень образованности студентов, включая выпускников, отобрать процедуры и методики оценки качества образования, адекватно отражающих эффективность учебного процесса на разных специальностях. Для этой цели проводится соответствующая работа по обмену опытом и выработке единых подходов среди руководителей кафедр и преподавателей, а также по постоянному совершенствованию системы мониторинга качества образования.
Профессиограмма учителя-предметника, модель специалиста должны быть теми рамками, внутри которых происходит формирование личности учителя. Если для средней общеобразовательной школы важнейшей социальной функцией является обеспечение условий развития и реализации способностей учащихся, их социализации, приобщения к культуре и профессионального самоопределения, то для педагогического учебного заведения аналогичная социальная функция может быть определена как обеспечение условий развития и формирования профессиональных способностей студентов, освоения ими культурного наследия в области будущей профессиональной деятельности, самореализации творческого потенциала студентов. Отсюда вытекают требования к внутривузовской системе контроля качества и содержания учебного процесса.
Структура внутривузовской системы контроля качества и содержания учебного процесса включает в себя три уровня: общеуниверситетский, факультетский и кафедральный уровни контроля качества учебного процесса.
Общеуниверситетский уровень контроля качества и содержания учебного процесса обеспечивается ректоратом, Учёным советом, учебно-методическим советом университета и учебным отделом при рассмотрении и утверждении учебных планов, общих образовательных программ, рабочих учебных программ, графиков учебного процесса, планов и отчётов о работе кафедр.
Факультетский уровень контроля качества и содержания учебного процесса обеспечивается деканатом, советом факультета, учебно-методической комиссией факультета при разработке учебных планов, учебных графиков, составлении расписания занятий, определении соотношения часов по видам занятий, обсуждении итогов работы Государственных аттестационных комиссий, утверждении карточек учебных поручений преподавателей, тематики дисциплин по выбору студентов, проведении контрольных работ в течении семестра.
Кафедральный уровень контроля качества и содержания учебного процесса обеспечивается заведующим кафедрой при планировании работы кафедры, составлении графика и тематики взаимных посещений занятий, распределении учебных поручений среди преподавателей, осуществлении контролирующих посещений занятий и экзаменов, организации выполнения и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.
Важнейшей является система контроля и управления качеством профессионального образования на факультетском уровне и включает в себя: сбор и анализ информации о ходе учебного процесса и результатах учебной деятельности студентов; разработку конкретных требований к выпускнику по данной специальности на основе ГОС и с учётом запросов муниципальных органов управления образованием; отбор содержания и разработку технологий обучения по учебным дисциплинам с учётом возможностей, обусловленных учебным планом и учебным графиком; развитие материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по данной специальности; отслеживание полноты реализации технологий обучения по дисциплинам, закреплённым за кафедрой; отработку системы показателей качества профессионального образования по данной специальности, проведение педагогической экспертизы показателей на полноту и достоверность; отработку процедуры государственной аттестации выпускников и систематический анализ результатов аттестации; анализ эффективности деятельности кафедр и факультета по обеспечению качества образования по данной специальности и выработку решений по её совершенствованию.
Библиографическая ссылка
Власов В.А. ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 97-99;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21668 (дата обращения: 21.11.2024).