Учитывая необходимость отражения в современных вузовских курсах новых требований и тенденций развития образования, его новые цели и реальные возможности образовательного процесса, ограниченные рамками государственного образовательного стандарта и учебными планами факультетов, утвержденных МЗ РФ, нами предложен вариативный курс общей химии для студентов медицинского вуза. При его конструировании мы учли необходимость укрупнения дидактических единиц и минимизации материала, что важно при дефиците учебного времени, психологию усвоения учебного материала первокурсниками, тенденции к сокращению учебных аудиторных часов на изучение курсов общей химии с целью высвобождения времени для других, в том числе клинических дисциплин.
Для построения учебного предмета и глобального его структурирования мы использовали интегративно-модульный подход, который предполагает внутри- и межпредметную интеграцию содержания, оформление основных подсистем знаний в виде модулей и их дидактико-методическое обеспечение.
Целенаправленное формирование содержания и структуры модуля, а также его реализация в учебном процессе определяется соответствующими принципами. В качестве таковых мы выделяем следующие принципы: структурной организации, обеспечивающего системность модуля; гибкости, обеспечивающий возможность перемещения его в общей модульной структуре, изменение последовательности изучения модулей; динамичности, предполагающего возможность обновления учебного содержания модуля; фундаментальности, определяющего в качестве основных компонентов инварианта содержания модуля фундаментальные теории, законы, понятия; деятельности, предполагающего активное оперирование содержанием модуля в собственной деятельности студентов.
Модули содержания представляют собой основной компонент, целостной интегративно-модульной системы обучения (ИМСО), реализация которых рассматривается нами как инновационная технология обучения, актуальная в разработке стратегии химико-медицинского образования.
К особенностям данной системы обучения относится то, что модуль включает в себя определенную программу целей и действий, блок относительно самостоятельного содержания, программу целей и действий обучения по нему, учебную литературу, в том числе дополнительную, систему ориентировочных основ действий, методическое обеспечение, интегративные показатели результатов обучения. ИМСО изменяет характер обучения, так как ориентирована на укрупненные дидактические единицы в раскрытии содержания. Эта система позволяет использовать комбинирование форм организации обучения, изменять последовательность изучения материала, усиливает взаимообратные связи в системе «преподаватель Û студент», дает возможность студенту самостоятельно проработать модуль, а преподавателю - более полноценно учитывать индивидуальные психологические особенности студента при составлении и использовании модуля.
Библиографическая ссылка
Литвинова Т.Н., Выскубова Н.К., Овчинникова С.А., Кириллова Е.Г., Слинькова Т.А. Модульная технология обучения общей химии студентов медицинского вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 1. – С. 61-62;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21559 (дата обращения: 21.11.2024).