Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Новые образовательные технологии в системе менеджмента качества и успеваемость студентов технического вуза

Аленин В.И. Морозова Е.А. Муратов В.С.
В Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) активно внедряется система менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ISO 9004 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности". Руководство по качеству, содержащее описание взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества, а также разработанные для этой системы документированные процедуры, является основой для внедрения новых образовательных технологий.

В последние годы на физико-технологическом и химико-технологическом факультетах СамГТУ успешно реализуется ряд новых образовательных технологий, направленных на повышение качества образовательного процесса в техническом вузе. К таким технологиям относятся: обучение по системе Академ-втуз; подготовка инженеров, бакалавров и магистров разных специальностей и направлений по согласованным и скорректированным в пределах факультета учебным планам; использование дипломного проектирования с первого курса; совместное обучение студентов с МИФИ-ФИАН в рамках Высшей школы физиков им. Н.Г.Басова; целевая подготовка специалистов; непрерывная научно-исследовательская работа студентов;тестирование принятых на первый курс студентов по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам с целью оценки уровня базовой подготовки учащихся и степени усвоения новых знаний, результаты которого используются для процедуры стратификации и последующей индивидуализации обучения студентов; рейтинговая оценка знаний студентов. Для осуществления обучения по перечисленным выше технологиям активно привлекаются созданные на факультете базовые кафедры и филиалы кафедр. Факультет готовит инженеров по специальностям 110500,110800,120300,120700, 330500, а также бакалавров и магистров по направлению 551600.Одновременно с внедрением в учебный процесс новых подходов к проектированию и реализации учебного процесса на факультете ведется постоянный мониторинг успеваемости студентов.

Успеваемость студентов оценивается с учетом специальностей и направлений подготовки, формы обучения ( госбюджетной или на основе договора о компенсации затрат на обучение), используемой технологии обучения.

Известно, что успеваемость студентов, обучающихся на основе договоров о компенсации затрат на обучение, существенно ниже успеваемости студентов , обучение которых ведется за счет госбюджета. Оценки, проведенные за последние пять лет на физико-технологическом факультете СамГТУ, показывают, что в среднем успеваемость первых ниже в 1, 4 раза. Количество студентов, обучающихся по договорам, за последние четыре года увеличилось на факультете в 3,5 раза. В то же время абсолютная успеваемость студентов осталась на прежнем уровне и составляет порядка 79-80% (оценивается на момент завершения сессии без учета пересдач неудовлетворительных оценок).

Анализ успеваемости студентов с учетом используемых образовательных технологий показывает, что именно указанные подходы к организации проведения учебного процесса позволили избежать обвального снижения успеваемости за счет значительного роста количества студентов, обучающихся по договорам о компенсации затрат на обучение.


Библиографическая ссылка

Аленин В.И., Морозова Е.А., Муратов В.С. Новые образовательные технологии в системе менеджмента качества и успеваемость студентов технического вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 1. – С. 45-46;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21533 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674