Анализ многочисленных источников по проблемам повышения качества образования в сфере физического воспитания учащейся молодежи [1–3] и собственные многолетние исследования привели нас к мысли внедрения элементов и инструментов маркетинга в процесс физического воспитания студентов вуза [4, 5], заключавшийся в сегментировании обучающихся в соответствии с их запросами на конкретные виды физкультурно-оздоровительных услуг.
Предварительные мероприятия по организации физического воспитания в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова (далее – АлтГТУ) предполагали изучение физкультурно-образовательной среды вуза и интересов потребителей (студентов), а также выявление их потребностей в различных видах физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых как непосредственно в вузе, так и вне образовательной организации.
Данный подход позволил подойти к распределению студентов для занятий по физической культуре в группы по одному из видов физкультурно-спортивной деятельности, интересующих обучающихся и обозначенных ими в рамках маркетинговых исследований: спортивной-игровой, гимнастической, атлетической, аэробной, спортивно-боевой направленности. На основе маркетингового подхода к организации физического воспитания происходило формирование потребности в самостоятельном использовании различных компонентов физической культуры и здорового образа жизни [6, 7].
Цель исследования заключалась в сравнительном анализе результатов физического воспитания студентов, осуществляемого в вузе традиционным способом, где процесс физического воспитания строился на общепринятом подходе комплексного планирования и последующего освоения средств базовых видов физкультурно-спортивной деятельности, и экспериментальным способом, где процесс физического воспитания строился на основе маркетинговых исследований, позволивших учитывать интересы и потребности обучающихся в различных видах физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
Материалы и методы исследования
На основе результатов анкетирования, бесед и опроса педагогическому анализу были подвергнуты следующие показатели: заинтересованность занятиями физической культурой; мотивация занятий физической культурой; динамика показателей привлекательности занятий физической культурой; удовлетворенность студентов занятиями физической культурой.
В исследовании были задействованы 1387 студентов второго и третьего курсов АлтГТУ им. И.И. Ползунова, изучавших дисциплину «Физическое воспитание» в очной форме и предварительно распределенных на две группы: экспериментальную и контрольную (ЭГ – 678 студентов и КГ – 709 студентов).
Результаты исследования и их обсуждение
Сравнительный анализ результатов физического воспитания, реализуемого в течение одного учебного года (с сентября 2020 по апрель 2021 г.), показал очевидную эффективность работы со студентами, построенную на основе использования элементов и инструментов маркетинга. Так, распределение студентов в физкультурные группы, исходя из их интересов в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых услуг [8], а также их потребностей в различных видах физкультурно-спортивной деятельности дало свои результаты уже на первых порах эксперимента.
Рассмотрим для примера такой контрольный показатель, как «заинтересованность студентов занятиями физической культурой» (табл. 1).
Таблица 1
Динамика результатов заинтересованности студентов занятиями физической культурой ( %)
№ п/п |
Критерий заинтересованности студентов |
Период |
ЭГ (n = 678) |
КГ (n = 709) |
1 |
Физическая культура – необходимый предмет |
До |
15,9 |
15,2 |
После |
69,2 |
24,3 |
||
2 |
Знания по физической культуре пригодятся им в будущей работе |
До |
18,4 |
16,3 |
После |
71,8 |
26,2 |
||
3 |
Регулярно занимаются различными видами спорта |
До |
17,3 |
18,1 |
После |
59,3 |
27,3 |
||
4 |
Видят смысл и находят пользу в определенных видах занятий ФК |
До |
20,1 |
20,8 |
После |
81,4 |
33,5 |
||
5 |
Интересуются компонентами физической культуры и здорового образа жизни |
До |
26,2 |
24,7 |
После |
80,9 |
31,9 |
||
6 |
Хотят активно использовать средства физической культуры в повседневной деятельности, а также повышать уровень своей физической подготовленности |
До |
35,0 |
34,3 |
После |
82,4 |
37,1 |
||
7 |
Слабое здоровье не позволяет заниматься |
До |
17,2 |
18,1 |
После |
0 |
24,6 |
Результаты показателей заинтересованности студентов занятиями физической культурой в начале исследования показали, что только 15,9 % от числа опрошенных ЭГ считают физкультуру необходимым предметом, а 18,4 % полагают, что опыт физической культуры пригодится им в профессиональной деятельности. В КГ считают ФК необходимой дисциплиной лишь 15,2 % студентов и 16,3 % имеют представление о том, что без физической культуры в профессиональной деятельности будет довольно сложно. Следует отметить, что среди студентов ЭГ только 17,3 % регулярно занимались различными видами физкультурно-спортивной деятельности, в КГ таких студентов было выявлено 18,1 %. Видели смысл и пользу в определенных видах занятий физической культурой только 20,1 % в ЭГ и 20,8 % в КГ, интересовались компонентами физической культуры и здорового образа жизни 26,2 % опрошенных ЭГ и 24,7 % студентов КГ. Хотели бы активно использовать средства физической культуры и спорта, а также повышать уровень своей физической подготовленности 35,0 % студентов в ЭГ и 34,3 % в КГ, а слабое здоровье не позволяет заниматься 17,2 % от общего числа опрошенных в ЭГ и 18,1 % студентов в КГ. После физического воспитания, организованного в экспериментальных группах с учетом интересов обучающихся и их потребностей в сфере физкультурно-спортивных услуг, нами был достигнут значительный скачок в формировании заинтересованности студентов занятиями физической культурой, как в самостоятельной ее форме, так и в организованной форме в условиях академического занятии. Так, из данных табл. 1 видно, что по всем семи показателям в ЭГ были достигнуты значительные сдвиги в диапазоне от 42,0 % (в третьем критерии – «Регулярно занимаются различными видами спорта») до 61,3 % в критерии «Видят смысл и находят пользу в определенных видах занятий ФК». В контрольных группах изменения произошли, но несущественные – в диапазоне от 2,8 % до 12,7 %.
По результатам опроса очевидно, что заинтересованность студентов экспериментальных групп в занятиях физической культурой существенно возросла, так как ценность самостоятельной физкультурной активности как в бытовой, так и в профессиональной деятельности стала студентами осознаваема с позиции подачи необходимой информации обучающимся через понимаемые и приемлемые ими физкультурно-спортивные средства. В контрольных группах, несмотря на все старания профессорско-преподавательского состава в формировании заинтересованности в средствах физической культуры результата не последовало, по-нашему мнению, по причине изначального отсутствия интереса к тому материалу физического воспитания, который, как считают студенты им «навязывают».
Изучение мотивации занятий физической культурой по результатам анкетирования студентов подтвердило высказанное нами предположение о необходимости построения физического воспитания с учетом интересов обучающихся и их потребностей в сфере физкультурно-спортивных услуг.
В начале учебного года путем опроса и бесед со студентами было выявлено, что внешняя отрицательная мотивация к занятиям физической культурой занимала ведущую позицию. Студенты мотивируют свои посещения академических занятий физической культурой стремлением избежать в очевидной форме нежелательных последствий к окончанию семестра (неаттестация), а также возможных конфликтных ситуаций с преподавателем, куратором, деканатом и пр.
Интерес представляет динамика внешней отрицательной мотивации за период учебного года в КГ и ЭГ. Так, если на начало эксперимента в КГ 49,9 % студентов посещали дисциплину с целью избегания проблем с зачетом и конфликтов с преподавателем физической культуры (в ЭГ таких было обнаружено 50,9 % студентов), то к окончанию данного исследования в КГ изменили свое отношение к дисциплине в лучшую сторону лишь 1,2 % студентов, а в ЭГ данная динамика составила 47,1 %. То есть в контрольных группах половина студентов посещает занятия по физической культуре только потому, что они – обязательные для аттестации, а в экспериментальных группах 98,2 % студентов посещают дисциплину осознанно и без отсутствия какого-либо дискомфорта (табл. 2).
Таблица 2
Динамика мотивации занятий студентами физической культурой ( %)
№ п/п |
Виды мотивации |
Период |
ЭГ (n = 678) |
КГ (n = 709) |
1 |
Внутренняя |
До |
22,4 |
24,7 |
После |
54,5 |
22,7 |
||
2 |
Внешняя положительная |
До |
26,7 |
25,4 |
После |
43,7 |
28,6 |
||
3 |
Внешняя отрицательная |
До |
50,9 |
49,9 |
После |
1,8 |
48,7 |
Показателем внешней мотивации в настоящем исследовании выступал такой мотив, как «стремление попасть в число успевающих студентов». Аттестация по дисциплине «Физическое воспитание» в общем количестве дисциплин, изучаемыми студентами в вузе, хотя и не имеет решающей роли (вес дисциплины равен всего 0,01 (!) в общем рейтинге дисциплин), но для многих студентов является принципиальным иметь хорошую аттестацию по дисциплине. Так, если в начале учебного года данный показатель был характерен для 26,7 % респондентов ЭГ, то к окончанию учебного года он стал равен 43,7 %. В КГ динамика произошла несущественная – 3,2 %.
Анализ внутренней мотивации, характеризующей в ЭГ возможности самореализации в физкультурной деятельности посредством морального и эмоционального удовлетворения от процесса участия в академических занятиях избранным видом физкультурно-спортивной деятельности, а также осознания возможности совершенствования своих психофизических качеств и укрепления собственного здоровья, показал динамику, более чем в два раза превышающую первичный показатель в 22,4 %. К окончанию исследования внутренняя мотивация была зафиксирована на уровне 54,5 %. У студентов КГ показатель внутренней мотивации ухудшился с 24,7 % до 22,7 %, что говорит об отсутствии удовлетворения желаний повышения своих возможностей и укреплении здоровья традиционными средствами, а именно на основе регламентированных базовых средств физкультурно-спортивной деятельности.
Исследуя мнение студентов о привлекательности занятий физической культурой как показателе эффективности применяемых нами подходов в планировании и организации данных занятий в ЭГ, авторы обнаружили количественное и качественное повышение по всем критериям, которые предлагались студентам для самоанализа. Динамика результатов за период эксперимента в ЭГ и КГ представлена на рисунке. На рисунке видно, что в КГ разницы между начальными и конечными показателями не обнаружено. Вместе с тем в ЭГ данная динамика довольно существенна.
Динамика привлекательности занятий физической культурой по результатам ответов студентов обеих групп (в баллах)
Условные обозначения: 1 – влияют на здоровый образ жизни; 2 – ориентируют на физическое самосовершенствование; 3 – способствуют самовыражению личности; 4 – способствуют проявлению чувства удовлетворения вследствие успешного выполнения заданий; 5 – ведут к удовлетворению потребности в самореализации; 6 – возникает осознание ценности здоровья; 7 – возникает чувство самоуважения в связи с осознанием крепости здоровья; 8 – способствуют росту возможных контактов со сверстниками из других групп; 9 – воодушевляют вследствие признания и поддержки со стороны преподавателя
Средний показатель динамики привлекательности занятий физической культурой в ЭГ за период исследования при максимальной оценке в 5 баллов изменился с 1,07 до 4,69 баллов (р < 0,05), тогда как в КГ этот показатель изменился на 0,28 балла (р > 0,05). Вследствие очевидной динамики количественных показателей привлекательности занятий физической культурой у студентов ЭГ можно быть уверенным, что выбранный путь формирования самостоятельной физкультурной активности на основе элементов и инструментов маркетинга является правильным. На основе маркетингового подхода организованный процесс физического воспитания способствует не только осознанию необходимости и пониманию пользы занятий, но и прочувствованию эффективности как академических, так и самостоятельных занятий физической культурой, сказывающихся не только на здоровье и физическом развитии, но и проявляющихся в самоактуализации и самоуважении занимающимися собственной личности.
Изучение полученных данных на основе результатов исследования по показателю «Удовлетворенность студентов занятиями физической культурой» дает основание говорить, что на начало исследования контрольная и экспериментальная группы были однородными (табл. 3). В результате реализации физического воспитания на основе учета интересов студентов и их потребностей в сфере физкультурно-спортивных услуг, в ЭГ произошла определенная трансформация удовлетворенности физкультурными занятиями. Вместе с тем у студентов КГ, с которыми занятия физической культурой были организованы традиционным методом, похожих изменений не обнаружено.
Таблица 3
Динамика удовлетворенности студентов академическими занятиями физической культурой (в %)
№ п/п |
Уровень проявления удовлетворенности |
Период |
ЭГ (n = 678) |
КГ (n = 709) |
1 |
Очень низкий |
До |
5,2 |
4,1 |
После |
0 |
4,9 |
||
2 |
Ниже среднего |
До |
9,3 |
10,7 |
После |
0 |
19,9 |
||
3 |
Средний |
До |
51,2 |
53,1 |
После |
21,7 |
58,2 |
||
4 |
Выше среднего |
До |
33,1 |
28 |
После |
62,1 |
12,8 |
||
5 |
Высокий |
До |
1,2 |
4,1 |
После |
16,2 |
4,2 |
Итак, по завершению исследования у студентов ЭГ обнаружена не только удовлетворенность занятиями физической культурой, но и готовность к продолжению физкультурной деятельности в выбранном направлении на основе конкретного вида физкультурно-спортивной деятельности. Из табл. 3 видна динамика степени удовлетворенности у студентов ЭГ, где на момент контрольного опроса с низким и очень низким уровнем удовлетворенности показателей не обнаружено. Показатель удовлетворенности в физической культуре «Выше среднего» увеличился за учебный год почти в два раза (с 33,1 % до 62,1 %; р ˂ 0,05), а высокий уровень удовлетворенности положительно изменился с 1,2 % до 16,2 % (р ˂ 0,05). В контрольной группе динамика по некоторым уровням удовлетворенности не наблюдалась, а таких уровнях, как «Выше среднего» и «Ниже среднего» существенно изменилась отрицательно, что подтверждает описанное выше мнение студентов об отсутствии мотивации к занятиям физической культурой, непонимании и отсутствии осознания их значимости и необходимости.
Заключение
На основе результатов маркетингового исследования в сфере физического воспитания студентов вторых и третьих курсов можно констатировать, что итоги экспериментального применения маркетингового подхода к организации физического воспитания обучающихся вузов оказались продуктивными, а результаты исследования показали эффективность физического воспитания, осуществляемого с учетом интересов студентов и их потребностей в физкультурно-спортивных услугах, предоставляемых образовательной организацией. По итогам эксперимента обнаружено осознание студентами экспериментальной группы необходимости академических и самостоятельных занятий физической культурой, подтверждаемой очевидной и стойкой динамикой таких показателей, как мотивация и заинтересованность занятиями физической культурой; динамика показателей привлекательности и удовлетворенности занятиями физической культурой.
На основе полученных результатов экспериментальной работы можно утверждать, что формирование у студентов вуза потребности в самостоятельной физкультурной активности будет успешным, если процесс физического воспитания планировать и осуществлять на основе использования элементов и инструментов маркетинга.