Общественные процессы в нашей стране и мире характеризуются нарастанием агрессии и деморализации. Ослабление института семьи, увеличивающееся число суицидальных проявлений у подрастающего поколения, деятельность экстремистских организаций являются следствием духовного кризиса современного социума. Эти негативные явления говорят о необходимости компетентного сопровождения населения в социальных вопросах, что влечет за собой значимость серьезной профессиональной подготовки соответствующих специалистов. Говоря о социальных работниках, важно в первую очередь обратить внимание на формирование у них профессиональной устойчивости, чтобы противостоять описанным выше негативным влияниям.
На сегодняшний день деятельность специалистов разных профессий регламентируется профессиональными стандартами. Согласно профессиональному стандарту специалиста по социальной работе основной целью его профессиональной деятельности является оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации [1]. Однако ряд специалистов рассматривает такую деятельность несколько шире. Так, Г.П. Медведева отмечает, что сущность социальной работы заключается в обеспечении и/или восстановлении нормального социального функционирования личности, группы, общества. Такая работа направлена на улучшение общественных взаимосвязей, достижения гармонии между человеком и средой, оптимизации социальных и личностных отношений [2].
Необходимо понимать, что для осуществления сопровождения населения социальному работнику важно самому быть эмоционально устойчивым, обладать развитыми навыками коммуникации, быть нормативно ориентированным и гуманным. Иными словами, отличаться профессиональной устойчивостью. Говоря о профессиональной устойчивости работников социальных служб, Е.М. Таболова отмечает ее недостаточность [3]. Автор указывает, что в результате слабого развития такого качества социальных работников государство несет материальные потери и страдает престиж системы социальной защиты населения. На основании данного положения можно сделать вывод о необходимости формирования у будущих бакалавров социальной работы профессиональной устойчивости среди других профессионально важных качеств.
В профессиональном стандарте специалиста по социальной работе выделены такие необходимые ему качества: чуткость, вежливость, внимание, выдержка. Отмечается, что данный работник должен проявлять предусмотрительность, терпение к гражданам, а также учитывать их физическое и психологическое состояние. Ему необходимо быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности [1].
В учебных и научных изданиях, посвященных подготовке специалистов в области социальной работы, выделяют три группы необходимых профессионально значимых качеств. Это психофизиологические характеристики, психологические и психолого-педагогические качества. Качества первой группы составляют психические процессы (память, мышление, речь), физиологические и эмоциональные состояния (работоспособность, оптимизм), а также волевые проявления (индифферентность, настойчивость, импульсивность). Во вторую группу профессиональных качеств включают самоконтроль, самооценку, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект. Третью группу составляют коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, навыки педагогической деятельности и др. Если обратиться к современной энциклопедии профессий, то можно обнаружить следующие профессионально важные качества социального работника: умение быстро принимать решения, организаторские способности, практицизм, развитую интуицию, компетентность в социально-правовых и психолого-педагогических вопросах, в области социологии, экономики, занятости населения, этики и нравственно-гуманитарных знаний [2; 4–6].
Г.П. Медведева отмечает, что социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где в первую очередь личностные и нравственные качества специалиста определяют успешность и эффективность работы [2]. Она выделяет следующие личностно-нравственные качества специалиста социальной работы: честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность. Также в работе с людьми важна терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение. По словам данного автора, специалист социальной работы является образцом гуманизма, поэтому он утверждает в обществе нормы человеческой жизнедеятельности [2].
Стоит отметить, что ряд представленных выше качеств (выдержка, самооценка, самообладание) относятся к устойчивости личности, способности противостояния напряжению и трудностям. Профессиональная же устойчивость является компонентом личностной устойчивости. Поэтому логично утверждать, что данный автор косвенно говорит о необходимости развития профессиональной устойчивости социальных работников.
Е.Н. Холостова выделяет шесть групп профессиональных качеств социальных работников: профессиональную компетентность, доброжелательность, организаторско-коммуникативные способности, высокий морально-этический уровень, нервно-психическую выносливость и адекватное отношение к себе [4]. Последние две группы включают работоспособность, инициативность, энергичность, настойчивость в достижении целей, адекватность представлений о себе, способность решать собственные проблемы, уверенность и самоуважение. В целом данные качества можно отнести к профессиональной устойчивости.
Социальный работник может работать в поликлиниках, школах, реабилитационных центрах и т.п. Основная сущность его деятельности заключается в оказании помощи населению. Данная профессия относится к помогающим профессиям и, несомненно, требует высокой компетентности и устойчивости. Социальный работник может взаимодействовать как с большими коллективами, так и с отдельными личностями, нуждающимися в юридической, психологической, медицинской или материальной помощи. Данная профессия считается одной из сложных. Таким образом, необходимость формирования у будущих бакалавров социальной работы профессиональной устойчивости как одного из значимых профессиональных качеств не вызывает сомнения. В этой связи важно конкретизировать содержание данного понятия в нашем исследовании применительно к будущим бакалаврам социальной работы.
Понятие профессиональной устойчивости в отечественной науке рассматривалось в разных исследованиях. Она изучалась применительно к разным специалистам: педагогам [7–9], военнослужащим [10], руководителям [11], государственным служащим [12] и др. К.К. Платонов, одним из первых сформулировавший определение данного понятия, рассматривает его как свойство личности, которое придает профессиональной направленности свойства интенсивности, действенности и устойчивости, формируя «трудовую доминанту» [13]. Подобного мнения придерживается и В.М. Курышев, рассматривая профессиональную устойчивость как интегративную характеристику, поддерживающую равновесие между личностью и профессиональной средой. Такая устойчивость, по мнению автора, позволяет специалисту противостоять профессиональным деформациям, быть эмпатичным и эмоциональной стабильным [14]. Примечательно, что автор рассматривает профессиональную деятельность специалистов по социальной работе в условиях пенитенциарной системы, которая является одной из наиболее стрессогенных областей в деятельности социального работника. В работе вышеупомянутого автора отмечается значимость формирования профессиональной устойчивости у будущих социальных работников, что перекликается с нашим исследованием.
Если обратиться к исследованию профессиональной устойчивости в других областях трудовой деятельности, то также можно обнаружить ее важность и у других специалистов. Раскрывая понятие профессионально-личностной устойчивости педагога, В.В. Гузь отмечает, что это качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, характеризующая высокий уровень стабилизации ценностных установок, эмоционально-волевых процессов и состояний [7]. В данном определении также можно обнаружить стабильность деятельности, включающую определенные личностные характеристики. И.А. Клюшникова отмечает значимость формирования профессиональной устойчивости у учителя безопасности жизнедеятельности. Давая определение данному феномену, автор включает в него такой эмоциональный оттенок, как сохраняющийся длительное время интерес к профессиональной деятельности. Интерес к работе – это очень важная черта любой успешной профессиональной деятельности. Конечно, работа в образовательной системе отличается от пенитенциарной, но отрицать наличие в ней эмоционального выгорания, обусловленного ослаблением профессиональной устойчивости, неправомерно.
Анализируя специфику деятельности офицеров внутренних войск МВД, В.А. Кучер отмечает также необходимость наличия у офицерского корпуса профессиональной устойчивости, отсутствие которой подрывает авторитет военной системы. Он называет профессиональную устойчивость системообразующим качеством всех других профессионально важных качеств работника, образующих триаду «личность – профессия – общество» [10]. Причем это качество включает умение соответствовать требованиям профессиональной деятельности в течение длительного времени. Профессиональная устойчивость в широком плане, по мнению данного исследователя, определяется как общая способность к инициированию и регуляции целенаправленной активности, самоутверждению и непрерывному самосовершенствованию.
Следует отметить, что профессиональная устойчивость коррелирует с психологической устойчивостью. В работе Д.Г. Коноваловой психологическая устойчивость рассматривается применительно к руководителям. Характеристика данного качества включает в себя психологическую культуру управленца, соблюдение законов, наличие верности моральным устоям и нормам, эстетические предпочтения [11]. Мы полагаем, что психологическая устойчивость является более широким понятием, важным для любого специалиста. Исходя из данных определений, стоит отметить, что профессиональная устойчивость имеет отличительное качество стабильности деятельности, отражающейся применительно к профессиональной сфере. Обзор исследований в данной области показывает необходимость формирования профессиональной устойчивости у специалистов во многих отраслях профессиональной деятельности.
Уточняя понятие профессиональной устойчивости будущего бакалавра социальной работы, необходимо очертить круг его деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» выделены сферы профессиональной деятельности будущего бакалавра социальной работы: социальная защита и обслуживание населения в системах образования, здравоохранения, культуры; деятельность в пенитенциарной системе и др. Кроме того, отмечено, что будущий бакалавр социальной работы должен уметь не только консультировать в стабильной обстановке, но и оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях. Что касается видов профессиональной деятельности, то будущий бакалавр социальной работы должен уметь осуществлять социально-технологическую, организационно-управленческую, исследовательскую, педагогическую и социально-проектную деятельность. Соответственно, в данных направлениях будущий бакалавр должен быть компетентен и профессионально устойчив при их осуществлении.
В этой связи профессиональную устойчивость бакалавров социальной работы будем рассматривать как системообразующее качество личности, способствующее эффективному оказанию помощи населению в стабильной, трудной и экстремальной жизненной ситуациях в течение длительного времени. Причем его профессиональная деятельность должна отличаться психологической комфортностью, эмоциональной уравновешенностью, волевой стойкостью и высоким духовно-нравственным потенциалом.
Понимая профессиональную устойчивость будущего бакалавра социальной работы как системообразующее качество, важно выделить его структурные элементы. Как правило, в аналогичных исследованиях определяют 3–5 компонентов профессиональной устойчивости специалиста.
В профессиональной устойчивости будущего учителя В.Е. Пеньков выделяет мотивационный, когнитивный, конативный компоненты. Первый компонент включает как мотивы к познанию, так и мотивы к профессиональной деятельности. Когнитивный компонент – это не только специализированные, но и психолого-педагогические знания, а также знания о способах деятельности. Конативный компонент – это по своей сути саморегуляция, творчество и самодеятельность [9]. В.В. Гузь в профессиональную устойчивость учителя включает мотивационно-ценностный, когнитивный, конативный и рефлексивно-регулятивный компоненты [7]. Он дублирует вышепредставленные компоненты, уточняя мотивационный компонент и разводит саморегуляцию на два компонента – конативный и рефлексивно-регулятивный. Д.С. Коновалова в структуре психологической устойчивости кадров управления выделяет пять компонентов: эмоциональный, коммуникативный, когнитивный, волевой и прогностический [11]. По словам автора, центральным компонентом данной модели профессиональной устойчивости является эмоциональный. Именно эмоции определяют поведение специалиста и регулируют его деятельность. Нам импонирует включение прогностического компонента в структуру изучаемого феномена, так как полагаем, что устойчивость профессионала характеризуется его умением самоорганизовываться в длительной временной перспективе. Она определяется умением планировать собственную деятельность и в определенной мере управлять развитием некоторых социальных процессов.
Исходя из логики вышепредставленных научных исследований, а также учитывая специфику деятельности социального работника, выделим структуру профессиональной устойчивости будущих бакалавров социальной работы. В нее заложим четыре компонента: когнитивно-прогностический (профессиональная и общая компетентность в вопросах социального сопровождения населения, умение прогнозировать результаты своей деятельности и деятельности консультируемых граждан), эмоционально-волевой (развитый эмоциональный интеллект, настойчивость, терпимость самообладание), коммуникативно-аффиллиативный (умение эффективно выстраивать коммуникацию, потребность в общении), ценностно-нравственный (духовно-нравственный потенциал, этические принципы и нормы, смысловая направленность деятельности). Иными словами, все стороны личности как таковой вовлечены в такое интегративное качество, как профессиональная устойчивость: ее интеллектуальный потенциал, эмоциональная сфера и саморегуляция, также аксиологическая и коммуникативная составляющие.
Таким образом, профессиональная устойчивость будущих бакалавров социальной работы выступает важным компонентом их профессиональной деятельности. Она является системообразующим элементом социальной работы в современных условиях. Профессиональная устойчивость занимает центральное место в системе профессионально важных качеств будущих бакалавров социальной работы. Ее наличие будет способствовать не только успешной профессиональной деятельности отдельных специалистов, но и в целом повышению имиджа деятельности социальной службы.