Органический рост является традиционным способом корпоративного развития, в большей степени свойственным для индустриальной стадии мировой экономики. Большинство компаний используют эту стратегию на том или ином этапе своего становления [1]. Сущность ее состоит в том, что накопленная прибыль, а также заемные средства инвестируются не только в отечественный, но и зарубежный бизнес компании. В результате достигается наращивание производственных мощностей, увеличение числа занятых и, соответственно, объема реализации продукции и услуг [2].
В стратегии органического роста компаний существуют следующие положительные моменты:
• меньшая степень риска при расширении бизнеса;
• органический рост, как правило, в своей основе предполагает опору на знания, опыт и ресурсы, уже накопленные внутри компании;
• если рассматривать органический рост как расширение действующего бизнеса, то он представляет собой менее затратный способ развития по сравнению со стратегией слияния и поглощения.
При наличии положительных моментов существуют и отрицательные аспекты органического роста как стратегии развития компании [3]. К ним можно отнести:
• длительность периода для достижения искомых результатов, в сравнении с более «мобильными» стратегиями;
• ограниченность возможностей при диверсификации бизнеса в новые перспективные сферы деятельности ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта внутри компаний, и соответственно длительный период (от 8 до 10 лет) для достижения уровня безубыточности и появления прибыльности;
• значительные затраты финансовых ресурсов и времени для получения таких стратегически важных активов, как результаты НИОКР, ноу-хау, патенты.
Российские компании с некоторым опозданием вышли на рынок зарубежных прямых инвестиций [4]. Общая стратегия их развития (для большинства глобализирующихся компаний, за исключением компаний – «газелей», главным образом в сфере ИТ-бизнеса) состоит из четырех фаз:
• завоевание российского рынка;
• расширение бизнеса в странах СНГ и развивающихся рынках;
• выход в Восточную и Западную Европу;
• проникновение в США.
После освоения отечественного рынка и экспансии в СНГ российские компании фактически одновременно осуществляют стратегию выхода на развивающиеся рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки с попытками (во многом удачными) завоевания рынков Европы и Северной Америки [5].
Стратегия одновременной экспансии по всем направлениям наиболее характерна для российских корпоративных лидеров, главным образом в отраслях ТЭКа, металлургии. Что же касается бизнеса в других отраслях, то он, как правило, развивается достаточно последовательно, проходя вышеназванные стадии развития и находясь в настоящее время между второй и третьей фазой своей страновой экспансии.
Поскольку для российских компаний-лидеров временной фактор в глобализирующейся высококонкурентной экономике играет основную роль, делать упор на стратегию органического роста поначалу не является приоритетным [6]. При наличии существенных финансовых ресурсов, накопленных в результате экспортных поставок за рубеж, более предпочтительными являются сделки по трансграничным M&A [7]. Однако в процессе их становления как крупных международных корпораций, происходит накопление опыта ведения бизнеса за рубежом, при этом российские компании начинают использовать стратегию органического роста посредством вкладывания средств в строительство профильных (для своего бизнеса) объектов с нуля.
Трансграничные сделки по развитию своего бизнеса на основе осуществления прямых инвестиций российские компании проводят, прежде всего, в странах СНГ [8]. Некоторые проекты реализуются в рамках СП. Например, проект «Лукойла» с казахским «Казмунайгазом» по строительству в Казахстане мощного газохимического комплекса стоимостью 3,5 млрд. долл. и мощностью 14 млрд. куб. м газа в год. Настойчивость российских алюминиевых гигантов свидетельствует об их несомненном интересе в реализации стратегии роста посредством строительства новых мощностей за рубежом.
В соответствии с новой стратегией крупнейшей российской сотовой компании МТС органический рост в России должен подкрепляться соответствующим ростом за ее пределами. Так, стратегически важным проектом МТС считает, в частности, развитие сети мобильной связи третьего поколения (3G) в Узбекистане [9]. Переход к политике экспансии путем стратегии органического роста во многом связан с тем, что привлекательных активов в СНГ почти не осталось, за исключением Армении и, возможно, узбекского оператора Coscom, который принадлежит финской Telia Sonera. Если говорить в целом о телекоммуникационной отрасли, то она глобализирована, а рынок среди предприятий в ней, в том числе сотовых операторов, перегрет. При этом активная политика в сфере слияний и поглощений должна дополняться стратегией органического роста.