В последнее десятилетие в Российской экономике наблюдается массовый приток иностранной валюты, преимущественно долларов США. Связанно это, в первую очередь, с ростом объемов нефтегазового экспорта, которое обусловлено как увеличением спроса, так и общим ростом цен на нефть, который имел место с начала 2000-х годов [1]. Суммарные поступления от нефтегазового экспорта в 2000–2012 гг. составили 2,3 трлн. долл.
В условиях сильного платежного баланса центральный банк может выбрать одну из трех стратегий: 1) невмешательство на рынке предложения валюты; 2) участие в интервенциях, как по покупке иностранной валюты, так и по ее продаже; 3) валютное правление (currency board), практически сейчас не встречающееся, – эмиссия, ограниченная объемом покупки валюты [2]. Центральный банк РФ должен был выбрать либо первую, либо вторую стратегию. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
В рамках первой стратегии курс полностью следует за соотношением спроса на валюту и рублевую денежную массу и их предложения [3]. Увеличение притока валюты в условиях благоприятной внешней конъюнктуры в отсутствие вмешательства ЦБ РФ привело бы к еще большему укреплению рубля в 2000–2008 гг. В этом случае всю предложенную на рынке валюту приобретают хозяйствующие субъекты для осуществления внешних платежей. Тогда она ушла бы из страны в виде оплаты текущего импорта, услуг и оттока инвестиций, и все операции по притоку валюты в страну и оттоку из нее были бы полностью сбалансированными [4]. Основное негативное последствие такой политики заключается в том, что импортные товары дешевеют и импорт растет. Российскому потребителю становится все доступнее импортная продукция, которая начинает создавать серьезную конкуренцию отечественным товарам, поскольку внутренние производители не могут так быстро сокращать издержки и снижать цену вслед за импортными товарами. Экспортерам, наоборот, становится труднее продать свои товары. Проявляется так называемый эффект «голландской болезни». Это главная опасность данной стратегии. Положение некоторых отраслей обрабатывающего сектора или сельского хозяйства и раньше ухудшалось из-за наплыва импортных товаров [5]. Снижение барьеров для импортных товаров примерно на 50 % было обусловлено ростом реального эффективного курса, что существенно превышает соответствующий эффект в результате вступления России в ВТО. Поэтому манипулирование курсом в современной экономической политике различных стран считают более эффективным методом повышения конкурентоспособности отечественных товаров, чем установление протекционистских барьеров (это сейчас называют «валютными войнами»).
В то же время у данной стратегии есть важное преимущество – Центральный банк РФ не эмитирует рублевую денежную массу в связи с покупкой валюты. Другими словами, основной источник монетарной инфляции при сильном платежном балансе отсутствует. Подобную стратегию рекомендовали России на протяжении 2000–2008 гг. эксперты МВФ.
Чтобы точнее оценить возможности реального участия Центробанка в покупке валюты и формировании ЗВР, необходимо отделить часть ЗВР, которая сформировалась за счет накопления резерва правительством и находится в управлении ЦБ РФ [6]. Учитывая, что ЗВР Банка России на 1 февраля 2008 г. были равны 488,4 млрд. долл., а средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 31 января 2008 г. составляли суммарно 157,4 млрд. долл., которые хранились на счетах ЦБ РФ, собственные золотовалютные резервы Банка России были равны 331,0 млрд. долл. Именно эту сумму он выкупил на валютном рынке с начала 2000-х годов. Соответственно на 1 января 2013 г. ЗВР составляли 537,6 млрд. долл., а фонды правительства – 150,7 млрд. долл. Таким образом, собственные ЗВР ЦБ составили 386,9 млрд. долл. Именно этот объем ЗВР служит инструментом политики ЦБ РФ. При возникновении потребности в дополнительных ресурсах для более активного участия в валютной политике ему придется покупать валютные резервы у правительства [7]. При значительном росте экспортной выручки и поступлении на внутренний рынок крупных валютных ресурсов Банк России вынужден участвовать в покупке валюты и эмитировать рублевые средства. Это существенно активизирует канал предложения денег через валютные операции и ограничивает использование других каналов, в том числе механизмов рефинансирования банковской системы и учетной ставки [8].
Предпринятые ЦБ РФ усилия лишь отчасти смягчили главный эффект от укрепления национальной валюты – опережающий рост импорта. В России импорт товаров и услуг увеличился с 61 млрд. долл. в 2000 г. до 367 млрд. в 2008 г., а в 2012 г., по предварительной оценке, составил 443 млрд. долл. Темпы прироста импорта существенно опережали динамику ВВП и отражали тенденцию к укреплению национальной валюты. Данные показывают, что использование нефтегазовых доходов для инвестирования в экономику облегчает импортерам покупку валюты и способствует увеличению импорта, одновременно растет число импортеров [9]. В российской экономике имеются симптомы «голландской болезни», что в первую очередь проявляется в снижении конкурентоспособности отечественного бизнеса.
Подводя итог, необходимо отметить, что выбор ЦБ России денежно-кредитной стратегии как напрямую, так и косвенно влияет на большое количество макроэкономические показатели Российской экономики, от которых, в свою очередь, зависит и ее конкурентоспособность на мировом рынке.