Автомобильная промышленность России является одной из приоритетных отраслей экономики, с ее развитием связывают выход из кризисного состояния многих предприятий других отраслей, поставляющих сырье и комплектующие изделия для производства автомобилей. Для выживания в условиях конкурентной борьбы отечественные автомобилестроители предпринимают усилия по повышению технического уровня выпускаемой продукции и по ее соответствию экологическим нормам Евро 4 и Евро 5. Естественно, улучшение экологии окружающей среды путем совершенствования конструкций автомобилей не может быть осуществлено без параллельного повышения качества эксплуатационных материалов и, в первую очередь, топлив, моторных и других видов масел.
Улучшение качества масел является актуальной проблемой, в связи с постоянно возрастающими требованиями к маслам различного назначения, ужесточением требований по содержанию серы, коксуемости, индексу вязкости. С помощью процесса гидроочистки можно добиться улучшения качества получаемых масел.
Настоящая работа посвящена анализу действующей технологии на установке гидродоочистки масел №39 типа Г-24/1 мощностью по сырью до 360 тыс. тонн в год. Установка предназначена для окончательной очистки дистиллятных и остаточных депарафинированных масел, предварительно очищенных селективными растворителями.
В результате проведенных исследований действующего производства, анализа инженерных основ процесса гидроочистки масел, а также патентно-информационного поиска было установлено, что наиболее эффективным способом совершенствования работы действующей установки является замена верхнего слоя фарфоровых шаров катализатором защитного слоя НКЮ-500 производства Новокуйбышевского завода катализаторов[1], что позволит увеличить длительность пробега установки за счет улавливания примесей, одновременно НКЮ-500 обеспечивает деметаллизацию и частичный гидрогенолиз гетероорганических соединений.[2]