Происходящие в стране социально-экономические преобразования, вступление на путь инновационного развития, увеличивающийся объём информации, наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. Научно-технический прогресс, быстрое внедрение науки во все сферы жизни и производства требуют от молодого специалиста не только широкого теоретического кругозора, но и творческого подхода к решению различного рода задач. Поэтому сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения выпускника адекватно воспринимать возникающие проблемы в профессиональной области, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.
Для того чтобы рассмотреть возможности вовлечения студентов в научную деятельность, необходимо провести исследование мнения молодежи о науке и найти пути привлечения молодежи в научные исследования.
Исследование мнения молодежи о науке и научных исследованиях
Для объективного изучения проблемы вовлечения молодежи в науку, исследования мотивации студентов и аспирантов к научной работе на возможности развития научной карьеры было проведено небольшое исследование с использованием социологического опроса.
Исследование проходило в несколько последовательных этапов:
- на первом этапе – была составлена анкета, содержащая ряд вопросов позволяющих оценить отношение студентов к научной деятельности;
- на втором этапе, как и для любого исследования, было определено необходимое количество респондентов при использовании статистических методов расчета. На основании формулы для расчета численности выборки и значений функции Лапласа было определено достаточное количество респондентов [1]. Таким образом, для проведения исследования достаточно произвести опрос 244 студентов;
- на третьем этапе был проведен анализ проведенного опроса.
Исследование проводилось на базе двух крупнейших высших учебных заведений Дальнего Востока: Владивостокского государственного университета экономики и сервиса и Дальневосточного федерального университета.
Результаты исследования показали следующее.
На вопрос о желании заниматься научной деятельностью в университете из 250 опрошенных респондентов только 5 % ответили, что любят заниматься научной деятельностью и делают это по собственной инициативе. Были выявлены личностная мотивация научно-исследовательской деятельности студентов. Причинами, по которым студенты занимаются НИР, являются получение более глубоких и качественных знаний, умений и навыков по избранной специальности; желание развивать свои интеллектуальные и творческие способности; наличие собственного интереса к разработке какой-либо научной проблемы; апробация результатов исследований, проводимых при подготовке курсовых и дипломных проектов, на студенческих научных конференциях. Такая причина как возможность решать научные проблемы, делать открытия, стремление сделать карьеру в науке возможность получать дополнительный доход студентами не названа. В результате проведенного анализа были выявлены представления студентов, не занимающихся научными исследованиями, о причинах их неучастия в данном виде деятельности. Основными причинами названы: отсутствие информации о НИР (22 %), неинтересная организация НИР в ВУЗе (24 %), отсутствие интереса (16 %), желания, материального стимула (13 %) и времени (25 %).
Основной мотивацией студентов, тех, кто занимается наукой по принуждению преподавателя, является получение хорошей оценки у преподавателей кафедры.
- Большинство студентов, около 80 % считает, что в их учебном заведении достаточная техническая база для проведения научных исследований. Это, скорее всего, связано с тем, что многие не углубляются в изучение или разработки настолько, чтобы ощутить нехватку оборудования и материалов. Лишь 2 % опрошенных сказали, что хотелось бы усовершенствовать лаборатории для проведения исследований.
- После окончания учебы лишь 1 % планируют остаться в учебном заведении и заниматься наукой, еще 3 % готовы заниматься наукой в случае достойной оплаты труда.
- Всего 6 % респондентов считают, что молодежь может реализовать себя в научной сфере. Студенты считают, что в науке тяжело и долго добиваться результатов. На любые исследования уходит немало времени, а сейчас многие хотят осуществлять свои желания, быстро и без усилий.
- В результате ответов на вопрос: «Престижно ли заниматься научной деятельностью?» практически 90 % респондентов не считают занятие наукой престижным родом деятельности. Основной причиной, по мнению 78 % студентов, является отсутствие достойной заработной оплаты труда.
- При ответе на вопрос: «Учитывается ли мнение молодого исследователя (студента, аспиранта) при принятии решений руководителя в научном исследовании?» мнения разделились. Половина опрошенных (51 %) считает, что к научной молодежи прислушиваются и учитывают их мнение лишь частично. Оставшиеся голоса разделились примерно поровну, 21 % опрошенных считает, что мнение молодого исследователя, а 28 % респондентов считает, что не учитывается.
Итак, вывод по результатам исследования очевиден – молодежь не считает науку перспективным и достойным занятием.
Пути привлечения молодежи к научным исследованиям
Нам наш взгляд, мероприятия по привлечению молодежи к науке должны проводиться на двух уровнях: на уровне учебного заведения и на уровне государства.
Рассмотрим возможные мероприятия и систему мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне учебных заведений.
Одним из факторов активизации научно-исследовательской работы студентов является характер организации НИРС в вузе. Особое внимание уделяется координации действий, направленных на поддержку НИР студентов и молодых ученых.
Суть всего научно-исследовательского процесса должна заключаться в том, чтобы сделать процесс не «кабалой», к которой обязывают преподаватели, родители и общество, а интересным процессом созидания, которым студент будет увлечен.
Сейчас существует множество программ, позволяющих молодежи раскрыть свой потенциал, но награды за огромнейшую проделанную работу столь незначительны, что у студента или молодого ученого отпадает всякое желание заниматься этим видом деятельности и тратить на это свое время. Поэтому необходимо разработать систему материальной оценки реализованных и реализуемых проектов и изобретений студентов и молодых ученых. Одним из вариантов материальной поддержки научно-исследовательской деятельности среди молодежи это учреждение в каждом вузе фонда научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых [4]. Средства данного фонда должны использоваться для развития творческого и интеллектуального потенциала студентов, стимулирования участников и организаторов научной деятельности молодежи вуза.
Важным фактором активизации и развития НИРС считается эффективная организация индивидуальной научно-исследовательской работы студента. Осуществление индивидуального подхода предполагает реализацию положений:
- привлечение студентов к НИР еще с 1-го курса и непрерывное наблюдение за их профессиональным и научным ростом на протяжении всего периода их обучения в вузе;
- наличие постоянной темы в течение нескольких лет обучения;
- практическая направленность научно-исследовательской работы, возможность реализации научных разработок на практике;
- наличие в качестве научного руководителя компетентного специалиста;
- программа индивидуального обучения, направленная на то, чтобы выявлять талантливых студентов и стимулировать их научно-исследовательскую деятельность.
На уровне учебных заведений также должна проводиться работа по стимулированию преподавателей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью со студентами. Ведь не секрет, что многие преподаватели заставляют студентов формально выполнить проекты, которые потом можно будет использовать для отчета по НИР со студентами и не прилагают к эффективной их реализации никаких усилий. Работа, которая могла быть для студентов интересна и полезна, становится формальной, скучной и ненужной.
Одним из мероприятий, прививающих науку молодежи, может стать включение обучения за границей, например в течение года, студентам 3-4 курсов всех специальностей с целью дать студентам возможность поработать в лабораториях, изучить особенности научной работы в другой стране. Сейчас в вузах существуют программы по обмену студентами с зарубежными учебными заведениями, на основе выигранных студентами грантов. Однако, число таких грантов ограниченно, но все же это позволит выявить наиболее целеустремленных к науке студентов.
В Российских учебных заведениях необходимо создать технические условия для проведения испытаний и исследований, укомплектовать лаборатории современным оборудованием, дать студентам возможность пользоваться этим оборудованием.
Приведем возможные мероприятия по дополнению процесса обучения студентов для улучшения качества образования и повышения заинтересованности студентов в проведении исследований:
- проведение практических занятий непосредственно в условиях, близких к реальным;
- проведение специальных курсов, тренингов и дисциплин по инновационной тематике для стимулирования студентов к собственным разработкам и исследованиям;
- привлечение студентов к участию в различных научных конференциях, дебатах, круглых столах, конкурсах, разработке бизнес-планов, исследований, через создание в ВУЗе базы данных – портала, всех мероприятий в России и за рубежом. Причем необходим продуманный механизм мотивации участия студентов в научно-исследовательских разработках. Известно, что временной ресурс студента ограничен, и он не всегда будет готов посвятить свое время научной работе, тем более, что существует альтернатива научной работы – подработать в свободное от учебы время.
Остается без сомнения тот факт, что основная часть мероприятий по созданию условий заинтересованности занятием наукой молодежи лежит на государстве. Поскольку именно оно составляет основные стратегические программы по развитию образования в стране, выделяет финансирование на развитие учебных заведений. В силах государства привлечь молодежь к науке, для этого необходимо лишь создать достойные условия для ученых, причем как молодых, так и уже состоявшихся.
Заниматься наукой, должно быть интересно, престижно, и выгодно как с материальной точки зрения, так и с точки зрения престижа в обществе.
Предложим часть мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в науку:
- Поддержка молодых ученых: поддерживать ученых на всех этапах их научной деятельности, начиная от мотивации в учебном заведении путем предоставления государственных наград за достижения в области объекта изучения и заканчивая вознаграждениями за каждый успешный проект. А так же обязать все организации ставить во главе команды реализующей проект, именно ученого, создавшего его.
- Оснащение оборудованием лабораторий учебных заведений: большая часть учебных заведений не может существовать на самофинансировании, необходимо разработать программу по оснащению лабораторий учебных заведений современным и высокотехнологичным оборудованием.
- Социальные гарантии: ученым необходимо дать гарантии того, что они не будут работать за «идею», необходимо увеличить размер заработной платы ученых.
- Государственная ипотека: это может быть предоставление непосредственно денежных средств за выслугу лет на приобретение квартиры в любой точке страны или же в начале карьеры предоставить ипотеку на приобретение жилья, оплачиваемой государством.
Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволит повысить престижность научно-исследовательской деятельности, вовлечь в науку молодежь с ее современным видением и направить ее энергию на благо общества.
Заключение
Как показали результаты исследования лишь малой части молодежи (5 %) интересно заниматься наукой. К сожалению, сами студенты, в большинстве своем, не заинтересованы в научно-исследовательской деятельности, в продвижении науки в России и считают это не перспективным и малооплачиваемым занятием. Активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются.
Сейчас у молодежи другие ценности и времени на занятия научной деятельностью они не находят. Необходимо изменять мнения молодежи о науке, популяризировать и пропагандировать ее.