У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко, отдельные черты характера чрезмерно усилены и появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости.
Экспериментальное исследование проводилось нами с целью выявления особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. В процессе исследования нами было выявлено, что в группе подростков из детского дома преобладает меланхолический тип темперамента, а в группе подростков из СОШ преобладает сангвинический тип темперамента.
У подростков из детского дома в основном выражены такие типы акцентуации характера, как: тревожный, эмотивный, педантичный, неуравновешенный. А у подростков из СОШ в основном выражены такие типы акцентуации характера, как: циклотивный, гипертимный, экзальтировнный.
Для выявления значимости различий между выраженностью проявлений доминирующего меланхолического типа темперамента и дистимного типа акцентуации характера в группе подростков из ДД и СОШ, нами использовался критерий t-Стьюдента. Произведенные вычисления позволили нам определить, что различия в уровне выраженности проявлений доминирующего меланхолического типа темперамента и дистимного типа акцентуации характера в группе подростков из ДД и СОШ значимы.
Это доказывает наше предположение о том, что у подростков из детского дома более выражен меланхолический тип темперамента и дистимный тип акцентуации характера, чем у подростков, воспитывающихся в обычных семьях.