Студенческую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Мера общности определяет сплоченность группы. Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями: 1. основным видом деятельности (учение, направленное на получение высшего образования); 2. однородностью состава по возрасту, образованию и т. д.; 3. групповым давлением, т.е. воздействием на поведение членов группы; 4. стабильностью состава; 5. наличием органов самоуправления (староста группы, зам. старосты и т.д.); 6. единством цели – стремление членов коллектива приобрести специальность и в последующем реализоваться в выбранной профессиональной области.
Мы провели исследование групповой сплоченности. В качестве испытуемых выступили студенты 4 курса факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского федерального университета в количестве 36 человек. Была использована методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора». В результате были выявлены такие показатели уровня групповой сплоченности: высокий имели 19 % студентов, выше среднего – 64 %, средний – 17 %, ниже среднего и низкий – 0 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для данной группы студентов характерен уровень групповой сплоченности как удовлетворительный. Это, возможно, объясняется тем, что группа за 4 года своего существования уже полностью сформировалась. Определились её общие ценности, интересы, направленность. Группа постоянно взаимодействует друг с другом как в учебное, так и внеучебное время. В группе абсолютным большинством являются девушки, а они обычно меньше склонны конкурировать друг с другом, у них более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве друг с другом.