За последние 50 лет проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой человек-специалист, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.
Проблема лидерства относится к числу вопросов, имеющих особое значение для любой человеческой цивилизации. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, совершались эпохальные открытия, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря руководству немногих лиц. Всегда ли успешный руководитель должен обладать задатками лидера, и неужели каждый лидер может стать успешным руководителем? Успешные руководители и управленцы, талантливые организаторы умеют создать буквально «с нуля» любое дело. Это сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить, лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись в системных подходах к определению значимых факторов эффективного лидерства.
На базе Елабужского института казанского федерального университета было проведено исследование по выявлению лидерских черт среди преподавателей, занимающих высокие должности. Для достижения цели исследования была использована методика «Лидер», а так же методика Айзенка «Самооценка психических состояний». Всего было опрошено 30 человек. Исследование показало, что большинство опрашиваемых (50 %) обладает слабовыраженными качествами лидера, 33,3 % респондентов имеют средне выраженные лидерские черты, и 16,6 %-сильно выраженные. У большинства испытуемых с ярко выраженными качествами лидера преобладает тревожное состояние. Это говорит о том, что они находятся в постоянном сомнении, ждут неблагополучия и, наряду с этим, у педагогов возникает агрессивность, желание всеми усилиями удержать свои позиции и выглядеть успешными в глазах коллег. Высокий уровень власти – это всегда и большая ответственность: руководители тревожатся за своих подчиненных, отвечают за выполнение ряда работ. Кроме того, часто современным руководителям приходится принимать решения в ситуации дефицита времени и информации, что безусловно влияет на уровень тревожности. Таким образом, можно сказать, что не всегда имея формальную власть человек действительно обладает лидерскими способностями, однако лидерские качества можно развивать, совершенствовать профессиональные навыки.