Научное внимание к вопросам температурно-влажностного режима памятников архитектуры, оптимальным параметрам и способам их поддержания возникло в 60-х годах прошлого века. В обсуждении и разработке этой проблемы приняли участие специалисты естественнонаучных, гуманитарных и технических областей знаний: музейные работники, архитекторы, теплофизики, инженеры-строители, историки, искусствоведы. Многолетняя полемика между представителями «музейного» хранения, предлагающими в качестве оптимальных постоянные во времени температуру и относительную влажность внутреннего воздуха (t=12÷16 °C и j=30÷45 % для холодного периода и j=30÷60 % для теплого периода года [1]), и сторонниками «естественного» бытования неотапливаемых зданий сопровождалась масштабными научными исследованиями. В 1970–1980-х годах были изучены механизмы разрушения древних материалов под воздействием различных тепловлажностных условий, проведены натурные исследования температурно-влажностного режима ряда памятников (соборы Московского Кремля, памятники Ленинградской, Владимирской, Нижегородской областей и других регионов России), собраны исторические сведения о режимах содержания древних зданий, которые приведены в работах Сизова Б.Т. [3,8]:
Теплофизические методы сохранения направлены на стабилизацию термодинамического состояния конструкций (камня, кирпича, фресковых штукатурок и т. д.) как сложной гетерогенной системы [5, 7]. Известно, что интенсивность процессов переноса энергии (теплоты) и вещества в твердом теле, обуславливающих его старение, связана с изменением параметров окружающей среды. Под параметрами среды понимают температуру и относительную влажность воздуха, которые можно регулировать определенным образом, позволяющим снизить интенсивность процессов старения материала и обеспечить его сохранность [6]. В музейных условиях это требование выполнить сравнительно просто. Достаточно в помещении или витрине, где находятся экспонаты, поддерживать постоянные температуру и относительную влажность воздуха.
Учет одного из основных природных факторов — геологического — во многом объясняет особенности конструкций оснований и фундаментов зданий Древней Руси.
С XIV века в храмах появляется такая часть здания, как подклет, роль которого, наряду с эстетической, состояла в защите основных помещений от капиллярного и конденсационного увлажнения. Это изобретение русских зодчих было достаточно «апробировано» к середине XVI века.
Позднее подклет трансформируется в низкий зимний храм. Отопление, которого в холодный период создает тепловлажностные условия, способствующие сохранению верхней церкви и ее убранства. Примерами такого решения служат Владимирская церковь в селе Куркино и Троицкая церковь, что в Марчугах, поселке Фаустово (Московская обл.), церковь Покрова в Филях XVII в. в Москве (рис. 1).
Рис. 1. Церковь Покрова в Филях XVIII в.
Система отопления в храмах применялась воздушная, совмещенная с панельно-лучистым отоплением. Примером данной системы отопления служит Собор Боголюбской Божьей матери в рабочем поселке Боголюбово Владимирской области.
Судя по сохранности материалов большинства конструкций подклетов, в них была прекрасно организована система естественного проветривания. Иногда смотрители для борьбы со сквозняками подручными средствами закрывают вентиляционные продухи (рис. 2), что, конечно, нарушает и без того изменившуюся схему аэрационного воздухообмена.
Рис. 2 Вентиляционные отверстия в подклете
Большинство каменных культовых построек (соборов и церквей), возведенных до XVIII в., были не отапливаемыми. Единственным способом поддержания микроклимата неотапливаемых зданий было и остается регулируемое проветривание. Поэтому можно выделить два режима их содержания.
Большие по размерам отдельно стоящие здания, как правило, закрывались на зиму («от Покрова до Пасхи», то есть с 14 октября по апрель – начало мая по новому стилю). В этот период службы обычно проводились в расположенной рядом небольшой отапливаемой церкви. Подобные примеры можно видеть в соборе Св. Георгия ХII в. в Старой Ладоге, приходской церкви Козьмы и Дамиана в Суздале (конец XVII в.) (рис. 3).
Рис. 3. Церковь Козьмы и Дамиана в Суздале, конец XVII в. На переднем плане небольшой отапливаемый зимний храм
Соборы и церкви, имеющие теплые пристройки (трапезные палаты, приделы и т. д.), функционировали и в зимнее время, ограниченно обогреваясь с помощью теплого воздуха, поступающего через дверные проемы из этих помещений. Однако в ряде случаев, особенно на севере Руси, применение такого способа обогрева заставляло вносить изменения в конструкции интерьера здания.
Однако описанный древний способ проветривания не принимают во внимание особенностей конденсации водяных паров в капиллярно-пористых материалах. Исследования сорбционных свойств древних материалов показали, что влагосодержание этих материалов начинает резко возрастать при относительной влажности окружающего воздуха 85–90 %. При такой относительной влажности воздуха начинается капиллярная конденсация. Для предотвращения (снижения интенсивности) этого процесса было предложено проветривать памятник в такие периоды, когда точка росы наружного воздуха (tт.р.н.в) на 1,5–2,0 °С ниже температуры стены (tст), иными словами, когда величина относительной влажности наружного воздуха при соприкосновении его с холодной внутренней поверхностью стены будет возрастать не до 100, а только до 80–85 % [2,4].
Метод ограниченного подогрева, который базируется на двух положениях: температура внутреннего воздуха должна изменяться в течение года, обеспечивая заданную относительную влажность, а ее величина выбирается с учетом климатических особенностей места расположения памятника. Это была первая попытка рассмотреть условия сохранения памятника в единстве с окружающей средой.
Этот способ нормализации микроклимата применим в зданиях, оснащенных только системой отопления без увлажнения или кондиционирования воздуха.
Неизменность влагосодержания материалов (основной критерий их сохранности) можно достичь несколькими путями. Необходимо поддерживать постоянными или менять температуру и относительную влажность воздуха таким образом, чтобы их сочетание обеспечивало неизменное равновесное влагосодержание материала.
Другим (динамическим) критерием для выбора параметров внутреннего воздуха является минимизация потоков теплоты и влаги через определенный слой ограждения. В качестве такого слоя обычно принимают внутреннюю поверхность стен, сводов с находящимися на них монументальными росписями или декором [1,5,7].
Для снижения градиента влажности от наружной к внутренней поверхности стены предлагается применить электроосмотическое устройство, которое воздействует электромагнитным полем на коллоидную жидкость, находящуюся в порах кирпича.
При создании и поддержании температурно-влажностного режима подклета православного храма сталкиваются со сложностью расчета теплотехнических характеристик ограждающих конструкций из-за отсутствия точных сведений о свойствах древних материалов, неодинаковой толщиной ограждающих конструкций по высоте здания, необходимостью приведения строительной конструкции в состояние равновесной влажности, которая приводит к увеличению срока службы материала, снижению теплопотерь и, следовательно, повышению энергоэффективности. Так же оказывает влияние неравномерный режим использования помещений (количество прихожан в будние дни и по православным престольным праздникам может отличаться в десятки раз).