Усиление социально-экономических и культурных различий в современном российском обществе сопровождается повышением агрессивных тенденций, проявлениями жестокости и насилия в молодежной и подростковой среде. Трансформационные тенденции в обществе затрагивают в первую очередь статусно-роевые установки, ценностные ориентации и моральные принципы молодого поколения.
Проблеме насилия и агрессивного поведения уделено достаточное количество междисциплинарных исследований, тем не менее, становится необходимым рассмотрение второй стороны этого процесса – виктимного поведения жертвы (Мудрик А.В., 1997, Ривман Д.В., 2000, Христенко В.Е., 2004). Понятие «виктимность» в отечественную криминологию было введено Л. Франком (1977) и, в широком смысле, подразумевало образ действий жертвы. Роль индивидуально-психологических детерминант виктимного поведения рассматривалась в работах ряда зарубежных авторов (Г. Блюм,1996, Р. Мосс и Дж. Шеффер, 1986, Р. Урсано и др.,1996, К. Хорни, 1993). Теоретический анализ психологической литературы показал необходимость изучения виктимологической обстановки, способствующей пониманию условий, которые сделали личность уязвимой и поставили ее в позицию жертвы. В связи с этим, исследование социальных представлений подростков о виктимном поведении расширит понимание факторов, его детерминирующих, обозначит возрастные особенности.
Согласно концепции социальных представлений С. Московичи относит их к когнитивным образованиям, проявляющимся на трех уровнях: информационном, поле представлений и установки [2]. В данном контексте, социальные представления о виктимном поведении, выступают как способ каузальной интерперетации виктимного поведения и особенностей его атрибуции.
Целью нашего исследования было изучение социальных представлений подростков о виктимном поведении.
Предмет: представления о виктимном поведении.
Объект: подростки с 8 по 11 класс (14–17 лет).
Задачи:
1. Выявить семантическую характеристику понятий, определяемых как виктимное поведение.
2. Изучить уровень социальной дистанции с детьми, демонстрирующими виктимное поведение.
3. Определить эмоциональное отношение к виктимному поведению среди подростков.
Гипотеза 1: Уровень социальной дистанции подростков зависит от статусно ролевой позиции.
Гипотеза 2: Отношение к виктимному поведению у подростков зависит от возраста: в младшем подростковом возрасте представление о жертве носит формально-обусловленный характер (от внешности), у старших подростков – от личностных качеств.
Для изучения социальных установок подростков о виктимном поведении использованы следующие методики: модифицированный вариант Шкалы социальной дистанции Э.Богардуса, модифицированная методика А.Прихожан «Тревожность у детей и подростков», тест цветовых отношений А.М. Эткинда, проективное сочинение «Кто такой изгой?».
Для обработки результатов исследования использованы коэффициент ранговой корреляции Спирмена; критерий Манна – Уитни; факторный анализ.
Семантическая характеристика понятий, определяемых как виктимное поведение носит чёткий характер. Наиболее знакомы подростком такие статусно – ролевые позиции как: изгой (94,3 %), ботаник (95,2 %), неудачник (96,2 %), зануда (90,9 %), белая ворона (88,1 %), а наименее знакомы или не понятны такие понятия как аутсайдер (34 %), отверженный (71,3 %).
Результаты измерения установок к представителям различных школьных статусно-ролевых позиций виктимного поведения по Шкале Э.Богардуса, выявили наиболее предпочитаемые подростками группы, в качестве родственников и друзей: «ботаники» (57 % и 57,3 %) и «белая ворона» (21 % и 29,3 %). Несколько большая социальная дистанция оказалась по отношению к представителям групп «тормоз», «неудачник» и «бедолага». В наибольшей степени подростки дистанцировались от представителей «изгой», «отверженный», «жертва», представители данных групп приемлемы только на территориальном уровне.
Изучение неосознаваемого компонента отношения к виктимологической ситуации была исследована с помощью 2 методик А. Прихожан и А.Эткинда. Для подростков боле приемлемы ситуации, где девочки бьют девочку здесь большое преобладание красного цвета, что символизирует высокую активность и стремление к эмоциям – это социальная ситуация вызывает у подростков интерес виде забавы, а также любопытство и удовольствие от происходящего в этой ситуации. Отрицательную реакцию вызвали рисунки, где мальчики бьют мальчика и мальчики.
Результаты факторного анализа по проективному сочинению позволили выявить семантическую характеристику социальных представлений школьников о подростках с виктимным поведением: выглядит физически слабым, наивным как ребёнок, закрытым, не доверчивым, но в тоже время общительным, который всегда готов общаться, только с ним ни кто не хочет общаться.
По результатам U-критерия Манна-Уитни выявлены значимые различия в возрастных группах по атрибутивным свойствам: в 11 классе преобладают такие качества изгоя как скрытность (U=231, p≤0,008), необщительность (U=231, p≤0,008), физическая слабость (U=267,5, p≤0,01), лживость (U=297, p≤0,02), несмотря на такие качества школьники 11 класса испытывают к ним жалость, помогут в трудную минуту, отношение к ситуации, когда издеваются над изгоем, негативное, у подростков происходит переосмысление взглядов, они видят слабость, но это не является поводом для издевательств, происходит взросление одиннадцатиклассников. В 8 классе преобладает внешний критерий: высокий рост (U=290, p≤0,101) , чёрные волосы (U=304,5, p≤0,2), отличник (U=203, p≤0,01), отличается от других (U=304,5, p≤0,02). Также в изгое по их мнению присутствует доброта, доверчивость. Несмотря на такие качества, подростки в этом возрасте 14 лет смеются над изгоями, для них ситуации с высмеиванием изгоя представляется забавой.
Таким образом, существуют предпочитаемые статусно-ролевые позиции подростков с проявляющих виктимное поведение, отношение к виктимному поведению у подростков зависит от возраста: в младшем подростковом возрасте – выбор жертвы носит поверхностный характер(от внешности), а у старших подростков – от личностных качеств.