Проводимые в России экономические реформы привели к системной трансформации механизмов управления публичной собственностью. Создание основанной на рыночных принципах многоукладной экономики, приведшее к утрате государством монополии в отношении средств производства, вовсе не означает отрицания необходимости и возможности государственного управления в экономической сфере. Важной составляющей системы государственного управления является управление государственной собственностью; при этом в условиях расширения негосударственного сектора экономики, приватизации государственных и муниципальных предприятий особое значение приобретает выбор рациональных способов и форм участия публичных образований в этих процессах, четкое определение прав и обязанностей органов, уполномоченных управлять объектами государственной и муниципальной собственности.
Одной из правовых форм управления государственной собственностью является юридическая конструкция казенного предприятия, посредством которой осуществляется хозяйственное использование государственного и муниципального имущества. Организационно-правовая форма казенного предприятия не является принципиально новым правовым явлением отечественной правовой действительности, представляя собой модификацию института государственного предприятия, традиционного для советского права. Вопреки сомнениям в целесообразности сохранения этой организационно-правовой формы, высказываемым в литературе, современное российское законодательство сохранило унитарные предприятия, разновидностью которых является форма казенного предприятия. В настоящее время, несмотря на появление «альтернативных» форм, в частности, института доверительного управления, акционерных обществ с долей государства, государственное имущество «хозяйственного назначения» по-прежнему используется преимущественно в форме унитарных предприятий.
Несмотря на это до сих пор не создан эффективный механизм осуществления права государственной и муниципальной собственностью в форме казенного предприятия. Об этом свидетельствует, практика последних лет, которая демонстрирует большое количество проблем, возникающих в их деятельности, различных злоупотреблений со стороны руководителей этих организаций, использования этого имуществ вопреки публичным интересам.
Между тем, существующие проблемы не являются свидетельством неэффективности формы казенного предприятия как таковой. Наглядное подтверждение тому дает опыт экономически развитых стран, в промышленной стратегии которых государственным предприятиям отводится значительная роль. Европейским государствам не присуще огульное отрицание значения государственных предприятий в рыночной экономике: «именно государственный сектор сыграл очень важную роль в период послевоенной реконструкции»; «многие положительные результаты могут быть записаны в актив публичных предприятий стран Западной Европы»; «в семидесятые годы инвестиции в публичный сектор позволили смягчить последствия экономического кризиса»; «под эгидой публичных предприятий был осуществлен значительный технологический прорыв…»; в Германии «статистика показывает значительный рост экономической деятельности государственных предприятий».
Это, на наш взгляд, является следствием эффективного механизма управления деятельностью публичных предприятий. Задача создания такого механизма в России – одно из важнейших направлений современной административно-правовой реформы; ее успешное решение требует пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, усиления публичного контроля и регулирования в сфере экономики. Именно поэтому исследование казенного предприятия как важнейшего организационного элемента народнохозяйственного механизма не может быть ограничено анализом его свойств как юридического лица, но требует осмысления как правовой формы осуществления права государственной и муниципальной собственности.
Особую актуальность данная тема приобрела в связи с тем, что в настоящее время в Российской Федерации казенные предприятия фактически переживают свое второе рождение, возникшие еще в XVII в. и довольно широко распространенные в России до 1917 г. Несмотря на то, что казенные заводы имеют столь богатую историю, гражданско-правовой статус современных предприятий отличается от дореволюционного, поэтому имеется объективная необходимость в его глубокой научной разработке, выявлении теоретических и практических проблем, связанных с деятельностью казенных предприятий.
Однако многие теоретические и практические аспекты деятельности казенных предприятий законодательством не урегулированы. Основной проблемой в настоящее время является недостаточность либо отсутствие нормативной правовой базы, позволяющей обеспечивать их стабильную производственно-хозяйственную деятельность. Действующие нормы, регламентирующие гражданско-правовой статус казенных предприятий, зачастую противоречивы и не содержат исчерпывающей информации по многим вопросам (основания и порядок создания казенных предприятий; порядок отнесения федеральных казенных предприятий и находящегося в их ведении федерального имущества к необходимому для выполнения государством своих функций; планирование и финансирование деятельности казенных предприятий; права и обязанности Правительства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, уполномоченных ими органов по управлению казенными предприятиями, права и обязанности последних). Существующий порядок деятельности казенных предприятий нуждается в правовой систематизации, а нормативная правовая база, регламентирующая их гражданско-правовой статус, – в дальнейшем совершенствовании. Практика применения норм о казенных предприятиях также отличается противоречивостью, что обусловлено недостаточным развитием законодательства о казенных предприятиях.