Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1
1

Актуальность избрания данной темы определяется необходимостью анализа в теоретическом и практическом аспекте значимых вопросов, касающихся предоставления идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) при приеме на работу в организацию. В сложившейся за последние годы практике работодатели зачастую требуют предоставление этого документа, руководствуясь отказом налоговой инспекции принимать бухгалтерские отчеты. Именно в этой связи встает вопрос о правомерности требования ИНН для оформления трудовых отношений и последствий его не предоставления.

На основании статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) в перечне документов, предъявляемых работодателю при заключении трудового договора, указаны: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний; справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Как мы видим, ИНН не включен в данный список. Но следует отметить, что в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, можно потребовать предъявления дополнительных документов, поэтому некоторые работодатели самостоятельно относят ИНН к списку дополнительных документов.

Российское законодательство дает ответ, определяя категорию граждан, которым предоставление данного документа является обязательным при оформлении трудовых правоотношений. Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданам, находящимся на государственной службе, при заключении служебного контракта необходимо предоставить ИНН.

Проведя уточнения основного термина статьи по анализу содержания нормативно-правовых актов, мы установили, что идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации, присваивающийся как юридическим, так и физическим лицам. Организациям присваивается с 1993 года, индивидуальным предпринимателям – с 1997 года, прочим физическим лицам – с 1999 года (с начала действия первой части Налогового кодекса Российской Федерации).

ИНН физического лица является последовательностью из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта Российской Федерации согласно ст. 65 Конституции, следующие две – номер местной налоговой инспекции, следующие шесть – номер налоговой записи налогоплательщика и последние две – так называемые «контрольные цифры» для проверки правильности записи.

Всестороннее исследование проблемы обусловило обращение к содержанию ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), где зафиксированы обязанности налогоплательщиков: оплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). В связи с этим каждому налогоплательщику в налоговом органе присваивается единый ИНН по всем видам налогов и сборов.

Проанализировав содержание статей практиков из ряда журналов («Кадровое дело», «Отдел кадров», «Главбух», «Налоги в инфо-бизнесе») за последние два года, выяснили, что существуют сложности при сдаче документов как справок по форме 2-НДФЛ и по форме 3-НДФЛ в налоговый орган, где требуется указание ИНН в отдельных реквизитах.

Практиками дается пояснение, в каких документах есть соответствующий реквизит и является ли его оформление обязательным.

В налоговой декларации и отчетах во внебюджетные фонды такой реквизит как ИНН работника не предусмотрен, а представление его указано в справке по форме 2-НДФЛ, которая сдается раз в год в налоговый орган.

На основании Приказ ФНС от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611 «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» в разделе «Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица» прописано, что при заполнении пункта «ИНН» указывается идентификационный номер налогоплательщика – физического лица, который указан в документе, подтверждающем постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Поэтому бухгалтер может и не заполнять эту графу в справке 2-НДФЛ, если у него нет сведений об ИНН работника, даже если ИНН ему присвоен.

Далее сведения по форме 2-НДФЛ сдаются в налоговую инспекцию в электронном виде. Инспектор распаковывает файл программой, и она в автоматическом режиме проверяет сведения на наличие ошибок. Причем отсутствие в справки ИНН не является ошибкой.

Еще одним документом является декларация по форме 3-НДФЛ, в которой существует обязанность указать фамилию, имя и отчество, а вот паспортные данные или ИНН – представляются по собственному желанию.

Согласно п. 7 ст. 84 Налогового кодекса – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные. При отчислении определенного процента с заработной платы работника важен не сам факт наличия документа, а персональные данные лица, по которым в налоговом органе самостоятельно смогут определить индивидуальный номер.

Таким образом, работодатели, представители кредитных организаций, налоговые инспекторы не вправе запрашивать информацию об ИНН. Судебная практика также говорит, что отказ в приеме на работу по причине несогласия гражданина на предоставление ИНН не связан с его деловыми качествами и является необоснованным (ст. 64 ТК РФ).

В процессе работы мы рассмотрели проблему предоставления ИНН при оформлении трудовых правоотношений, уточняя регламентацию данного вопроса нормативно-правовыми актами. Неоспоримым является факт актуальности данной темы, но остается необходимость уточнения практических аспектов предоставления ИНН, как правового обычая.

Следует отметить, что недостаточная разработанность в трудовом законодательстве и наличие коллизий в нормативно-правовых актах обуславливают возникновение трудовых правовых обычаев. В данном случае, как показывает судебная практика, правовые обычаи являются средством заполнения пробелов в законодательстве. Применительно к современному российскому трудовому праву можно отчетливо проследить не только одобрение судами от имени государства обычно правовых норм, но и то, что именно суды определяют действительное содержание нормы, формируя ее.

В рамках трудового права многие ученые также отмечают существование правового обычая. Судебная практика представляет собой сложившееся направление правоприменительной деятельности, и в этом смысле она образует правовой обычай в форме обыкновения. Оно не представляет собой норму, а факт.

В трудовом праве России определенное время существует обычай, сформировавшийся в результате многолетней деятельности работников и работодателей, в соответствии с которым работники при оформлении трудового договора предоставляют помимо обязательных документов еще и ИНН.