Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей во все времена. Современному человеку, в условиях жесткой конкуренции, обладание творческим воображением, способным обеспечить ему возможность самореализации, необходимо вдвойне. Данное исследование направлено на решение проблемы развития творческого воображения учащихся художественной школы на занятиях по композиции. Проблемой развития творческого воображения средствами искусства занимались отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния средств декоративно-графической композиции на развитие творческого воображения у школьников, разработаны недостаточно. Это и послужило основанием для выбора темы исследования, целью которого является теоретическое и экспериментальное обоснование значимости использования средств декоративно-художественной графики в развитии творческого воображения младших школьников в условиях ДХШ. Проведенное исследование показало, что эффективности протекания процесса формирования творческого воображения у учащихся способствует ряд условий: расширение сенсорного и в особенности зрительного опыта детей; ориентирование учащихся не на шаблонное решение заданий, а на постоянный поиск новизны и оригинальности; развитие комбинаторных мыслительных операций, способности пользоваться образами действительности в новых сочетаниях и условиях; освоение многообразия средств декоративно-графической композиции и познание возможностей их комбинаций в создании художественных образов; опора на самостоятельный интеллектуальный поиск учащихся, поддержка инициативы детей; использование комплекса художественных средств разных искусств; опора на богатство эмоциональных реакций и состояний ребенка, его чувства; помощь в формировании художественных навыков как главного инструмента художественного творчества в графических композициях. Искусство декоративной графики мы рассматривали и в общекультурном значении, как одно из средств эстетического воспитания личности, воспитания эмоциональной отзывчивости и бережного отношения к историческому и культурному наследию русского народа, формирования эмоционально-эстетического отношения учащихся к окружающей действительности и к искусству. Это в конечном итоге придает эстетическую и патриотическую окрашенность творческому потенциалу учащихся. При организации опытно-экспериментальной работы была использована серия упражнений по комбинаторному и вариативному освоению учащимися средств декоративно-графической композиции. Точка, использовалась не только для заданий на передачу светотени. С помощью вариаций множества точек, имеющих разные размеры, цвета, группировки и месторасположения на картинной плоскости, предлагалось создавать оригинальные графические изображения, самостоятельные декоративные и живописные композиции. Линии предлагалось использовать для: обрисовки контуров (формы) объектов композиции и их внутренних разделок; выполнения различных рисунков (в том числе передачи светотеневой разницы, фактуры и текстуры); направления взгляда зрителя в нужном направлении или к нужному месту в композиции (например, к доминанте); создания визуальной ритмичности, движения и баланса; выделения границ и краев областей (участков) композиции; создания у зрителя определенных эмоций и настроений; создания неглубокого пространства (перспективы). Наряду с точкой и линией учащиеся осваивали такие средства выразительности, как форма, свет, цвет, пространство и др. добиваясь взаимной сбалансированности (уравновешенности) визуальных масс (вес) объектов, их форм, размеров и пропорций с помощью симметрии и асимметрии. Большое значение в развитии творческого воображения имели упражнения и задания на передачу своеобразия фактуры и текстуры объектов, благодаря которым учащиеся достигали определенности и оригинальности композиции, отличающей ее от других.
В ходе исследования были решены следующие задачи: на основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы охарактеризованы виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития как психического процесса; выявлено влияние средств декоративно-графической композиции на развитие психических процессов младших школьников, в том числе и на развитие творческого воображения; разработаны критерии развитости творческого воображения младших школьников, разработаны рекомендации по совершенствованию этого процесса; выявлены наиболее эффективные методики для диагностики уровня развития творческого воображения; разработана серия упражнений, игр для развития творческого воображения младших школьников средствами искусства декоративно-графической композиции; разработан экспериментальный блок заданий по обучению основам декоративной графической композиции для учащихся ДХШ.