Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного. Анализ состояния теории и практики дополнительного образования, позволили расширить известные определения понятия «образовательная компетенция» следующей формулировкой: «образовательная компетенция» это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность учащихся к решению исследовательских задач с неформулируемым условием. В этом случае ориентиром цели дополнительного образования может быть не «модель выпускника, соответствующая нормам и требованиям», а модель маршрута, проект пути постижения самого себя, постижения окружающего мира и своего места в нем, т.е. модель пути постижения смысла жизни. И в этом чрезвычайно велика роль компетентности педагога дополнительного образования. А поскольку эту систему можно рассматривать как процесс образования людей, романтически увлеченных конкретным делом, на основе их индивидуальных природных задатков и способностей, мотиваций и ценностных ориентаций, то педагоги, которые работают в системе дополнительного образования должны быть истинными профессионалами в конкретных отраслях науки, производства, спорта, туризма, искусства и т.д.. Педагог выступает, как основной проводник и, в целом, от его сформировавшихся компетенций будет складываться отношение к обучаемому предмету у ученика. Субъекты образовательного процесса действуют как партнеры, стремящиеся к высотам мастерства и общественного признания. В ходе теоретического исследования к профессионально значимым качествам педагога, в том числе и дополнительного образования, были отнесены: педагогическая направленность; педагогическое целеполагание; педагогическое мышление; педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу; педагогический такт, а также – умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. Таким образом, компетентность педагога дополнительного образования – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).