Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную законодательную и материальную базу не только для развития, но и для сохранения. В Докладе «Народные художественные промыслы России» Финансового университета при Правительстве РФ отмечается продолжающееся падение объемов производства, сокращение численности мастеров и художников, старение творческих коллективов. Тем самым прерывается преемственность художественного мастерства поколений. Между тем, традиционная народная художественная культура продолжает выполнять колоссальный спектр функций, среди которых наряду с родовыми – художественно-эстетическими, социально-культурными, немаловажное значение имеют функции воспитательные. В связи с этим возникают противоречия между: высокой художественно-эстетической значимостью традиционной художественной культуры и продолжающимися тенденциями на угасание; богатейшим педагогическим потенциалом традиционного искусства и низким уровнем его использования в воспитательных целях. Цель данного исследования состоит в выявлении современных форм работы с подростками на основе использования средств традиционного искусства художественного текстиля. Актуальность этого исследования нам представляется в его нацеленности на решение комплексной проблемы: каковы педагогические условия нравственно-эстетического, в том числе патриотического, воспитания подростков в процессе освоения искусства традиционного художественного текстиля. Значимость данной проблемы подчеркивается в ряде государственных программ по патриотическому воспитанию, в которых особое место отводится художественной культуре, а патриотизм назван стержневой духовной составляющей России. В ходе теоретического исследования были выявлены условия среды, благоприятно влияющие на процесс вовлечения подростков в нравственно-эстетическую деятельность. К таким условиям были отнесены, во-первых, своеобразие Ивановского региона как традиционно текстильного края. На территории региона располагается самое большое скопление в России текстильных предприятий. По данным информационного интернет – портала YELL, на территории города и области находится 972 организации работающей в сфере легкой и текстильной промышленности, часть из которых продолжает разработку и выпуск тканей с учетом сложившихся здесь традиций. Во-вторых, славу ивановских ткачей высоко несет всемирно известный земляк, художник-модельер В.М. Зайцев, почетный гражданин городов Иванова и Парижа. Неоценим его вклад в развитие культуры России, в том числе и для Ивановского края. Под его патронажем более 15 лет работает самая знаменитая в России школа текстильного дизайна – кафедра текстильного дизайна Ивановской государственной текстильной академии под руководством Н.Г. Мизоновой. Здесь готовят художников-дизайнеров по костюму, ткани, интерьеру, пользующихся спросом как в России так и за рубежом. В-третьих, в Иванове создана среда не только для подготовки профессионалов, специалистов по художественному текстилю. На территории города Иванова и Ивановской области находится большое количество учреждений дополнительного образования детей, в которых реализуется обучение по профилю – театры моды. Наше исследование проходило на базе одного из таких объединений – Образцового коллектива «Модельное агентство РИК», работающего на базе Центра детского творчества № 4 города Иванова, руководитель – Бурак А.В. В учебном процессе, включающем комплекс занятий по дисциплинам история искусств, рисунок, художественное проектирование костюма, дефиле, живопись, ДПИ, муляжирование, технология швейных изделий задействовано одновременно несколько педагогов работающих по одной программе. Образовательная программа учреждения нацелена на совершенствование процесса патриотического воспитания детей разных возрастных групп на основе изучения и развития народных традиций, промыслов и ремесел. Содержание работы объединения включает непременное углубление в историю текстильного края, в познание культурно-исторических этапов развития художественного текстиля, освоение специфики традиционной ивановской набойки, ознакомление с современными направлениями текстильного дизайна, моды. Среди форм деятельности, оправдавших себя, можно назвать: походы в музеи города Иванова (художественный, краеведческий музеи, музей ситца, музей В.М. Зайцева); практическое изучение приемов и цветового решения, русского декоративно-прикладного творчества, народного костюма; обзоры и анализ работ Ивановских модельеров и дизайнеров; разработка творческих проектов – коллекций одежды от технического рисунка до выполнения в материале. В коллективе созданы такие коллекции: «Русь уходящая», «Ситцевый рай», Кисейные барышни», «Черным по белому», «Матрешки», «Кружевная палитра», «Славянский базар», «Курочка ряба». Большинство этих коллекций были отмечены дипломами российских и международных конкурсов. Исследование показало, что целенаправленная и разноплановая работа по вовлечению учащихся в процессы сохранения и продолжения традиций, может существенно обогатить их в нравственно-эстетическом плане, и в то же время быть очень современной и востребованной.